no
4/Вера/slider

Феномен массовой эмиграции и (пост)советские церкви

Комментариев нет


"Советская" диаспора в США и во всем мире обладает большим положительным потенциалом духовного, нравственного, социального влияния. К большому сожалению, «советская травма» не дает этому потенциалу раскрыться и порождает неадекватные реакции на мировые процессы. Об этой теневой стороне я скажу несколько больше, так как это предпочитают замалчивать. Я уверен, что лишь распрощавшись с пережитками и стереотипами советского времени, христиане из бывшего СССР, станут благословением для страны своего проживания.

Я думаю, что Запад, в частности США, был слишком увлечен противостоянием с СССР и поддержкой религиозного и политического диссидентства. Выходило, что все враги СССР – друзья США. Это удобная, но упрощенная схема. Потому что все люди, «рожденные в СССР» (до сих пор это особая социальная категория), будь они религиозными мучениками или ярыми антисоветчиками, впитали в себя дух советской эпохи и многие стереотипы советского мышления. Они боролись с советской идеологией, но жили в советской среде.
Полагаю, Запад недооценивал негативное влияние СССР и переоценивал степень антисоветскости религиозных групп в СССР. В религиозных диссидентах видели героев, победителей, авангард демократических перемен. Более того, в евангельских христианах-баптистах видели сильную консервативную традицию. Возможно, в лидерах США, принимавших решения в то время, говорила национальная память об отцах-основателях, многие из которых также были диссидентами в Старом свете и несли с собой бескомпромиссный дух евангельского христианства. Открыть дверь в США для еще вчера гонимах верующих значило признать их подвиг и их родственность, близость по духу.
Были и прагматичные причины, связанные с демографической политикой. Также допускаю, что религиозная эмиграция из СССР приветствовалась в надежде, будто этот библейско-консервативный фермент укрепит и разнообразит американское христианство. Начиная с 60-х годов прошлого века США активно помогали протестантам в СССР и рассчитывали на то, что встретят в них близких по духу и мышлению братьев. Конечно же, сирийское или египетское христианство представляется более экзотичным и чужим. Но, как я уже заметил, советское христианство при всей кажущейся близости, оказалось глубоко поражено советским духом, так что США вместе с иммигрантами получили законсервированный в их мышлении Советский союз.
Беспрецедентная помощь для выехавших из СССР была проявлением щедрости страны-победителя в «холодной войне». Надо признать, что первое время в этой помощи действительно нуждались, поскольку после жизни в СССР было сложно адаптироваться к свободной и конкурентной среде. Но затем подобные условия стали удобными для злоупотреблений и манипуляций, поощряли потребительское отношение.
Есть еще одна возможная причина такой щедрости – желание контролировать ситуацию в сообществах переселенцев, прикармливать и присматирвать, чтобы жизнь, настроения, социально-политические ориентации были управляемыми.
Увы, выехавшие из СССР стали не только благословением, но и головной болью для принявших их стран. Высокий уровень преступности среди выехавших из СССР можно пояснить синдромом «рожденных в СССР» - когда люди смотрят на страну своего проживания как на удобную, но чужую, а потому постоянно озираются на советский опыт, модели поведения и решения проблем, не чувствуют себя внутренне связанными американскими законами и правилами, даже протестуют против них. Сейчас оглядываются даже не на СССР, а на Россию, радуются, что она «встает с колен», гордятся, что они «рождены в СССР» и «русские», что они наследники империй, что им больше позволено, чем законопослушным американцам.
Еще одна проблема - раздвоенность, вызванная религиозным воспитанием. При строгости консервативной духовности (когда на виду почти все запрещено или видится как «мирское» и «греховное») многие психологические проблемы прячутся внутрь личности и потом выходят в формах девиантного поведения. Есть и чувство рессентимента – за бедное детство, за советский опыт маргинальности, за заведомо низкие социальные позиции в американском обществе.
Но для религиозных сообществ, выехавших из СССР, главным все же я бы назвал фактор религиозный, в котором есть и проблемы консервативного воспитания, и культура запретов, и обостренная дихотомия церковь-мир, и отсутствие целостного богословского учения о личности и обществе, вере и культуре. Как следствие - взгляд на мир изподлобья, обида и зависть, осуждение и комплекс. И полное отсутствие патриотизма по отношению к стране своего проживания.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no