no
4/Вера/slider

Возможность-невозможность диалога

Комментариев нет


Агрессия России против Украины вызвала небывалую солидарность россиян - вокруг личности Путина и в оправдание нападения. Сплотились и украинцы – вокруг идеи свободы и для защиты себя.
Христиане – разделились. Единство Церкви в отстаивании истины и проявлении любви оказалось недостижимым.
Разделение – надолго. Говорить о его преодолении нужно, но без наивных иллюзий, без дешевых решений и вымученных улыбок.
Уже известно о четырех встречах российских и украинских протестантских лидеров – весенних диалогах в Иерусалиме и Стамбуле, осенних консультациях в Осло и Киеве.
Встречи в Иерусалиме и Осло проходили под заметным диктатом российской стороны, которая навязывала свои заготовки и отрабатывала полученные задания. Разговор в Иерусалиме не получился, т.к. россияне отказались признавать факт военной агрессии против Украины.
На откровенный разговор в Осло никто даже не надеялся. Итоговый документ встречи можно назвать бессодержательным и декоративным. Российские церковные лидеры отказались осудить войну и назвать ее причины. Озаботились лишь собственностью и защитой интересов РПЦ: “Как религиозные деятели мы особо обращаем внимание на необходимость соблюдения в зоне конфликта права на свободу совести. Насильственные действия в отношении духовенства и верующих, храмов и молитвенных зданий любой из действующих в Донецкой и Луганской областях конфессий недопустимы”.
Очевидно, что эти слова каждый понимал по-своему. Украинские протестанты думали о захваченных зданиях и казненных служителях. Российские церковные лидеры – о своих претензиях на эти канонические территории, что включает не только защиту уже своих православных храмов, но и переподчинение протестантских церквей Донбасса российским церковным структурам.
Российские братья остались безучастными к истории пастора Павенко, сыновей которого замучили пророссийские террористы. «Надо еще разобраться. Неизвестно кто это сделал, за что и как. Где здесь российский след и при чем здесь мы?». Зато они были уверены в том, что «Крым наш», а в Киеве – «хунта».
Организаторы консультаций в Стамбуле и Киеве ориентировались на иную аудиторию (на активных действующих пасторов, а не важные первые лица для протокольных фотографий) и свободный формат дискуссий.
Если первые две встречи были посвящены теме церковной политике, то две вторые – практическим формам единства и сотрудничества в миссии.
Пока это первые попытки украино-российского христианского диалога, но уже можно сделать первые уроки.
Церковная политика – часть «большой» политики. Очевидно, что диалоги о церковной политике будут продолжаться, но для Церкви они останутся безрезультатными. Для политического руководства России и Украины это важный канал дипломатии. Церковь же рискует быть втянутой в чужую игру.
Сближающей темой может быть тема миссии – миссии надежды, сострадания и примирения.
Я давно говорил, что в условиях разделенного христианства (особенно по линии российских и украинских Церквей) единственной доступной формой единства остается единство в беде - через сочувствие, сострадание, солидарность. Нельзя вменить в вину россиянам, что они не понимают нас. Но нельзя оправдать их жестокость и бесчувственность. Нет не только единства, нет самого христианства.
Об этом в совместной декларации заявили папа Франциск и патриарх Варфоломей: "Существует экуменизм страданий. Подобному тому как кровь мучеников стала посевом силы и плодоносности Церкви, так и общность в ежедневных страданиях может стать действенным средством для достижения единства"
Мы никогда не достигнем единства в вере, если не проявим единства в беде. Ведь вера без дел мертва. А потому правильным началом диалога может быть лишь сочувствие к пострадавшей стороне. Пока этого не видно. Если российские лидеры по-прежнему верят, что в Украине нет российских войск, если их не трогают живые истории пострадавших собратьев, если кремлевская «правда» сильнее этих христианских свидетельств, если в лице братьев по вере они видят «бандеровцев» и «фашистов», то любой диалог обречен. До поры до времени. В конце концов, без пауз диалога не бывает. Сейчас нужна именно пауза. Пока наполнится мера, пока наступит прозрение
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no