Евангелия нагнетают обстановку: Царство приблизилось, вот, уже, здесь. Возникает волнующий вопрос: что мы можем предпринимать и на что можем рассчитывать здесь, на земле? Как наши земные обязанности и возможности выглядят в перспективе Божьего Царства?
При всей напряженности жизнь не заканчивается.
«В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:1-2).
«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! Что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук. 3:10-14).
Царство приблизилось, но жизнь продолжается.
Царство воплощается в жизни и делах людей, а не отменяет их
Вслед за Своим Предтечей, Иисус продолжает проповедь Царства: «Настал час! Царство Бога близко».
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Марк. 1:14-15).
В чем это Царство? Где оно? В воплощенном Боге, в жизни и служении Иисуса. Царство – воплощение Божьей воли в земной жизни. Царство – преображенная реальность, а не «прекрасное далеко».
Проповедь Царства не парализует людей, а пробуждает, активирует их. В этом смысле известная притча о талантах должна быть прочитана и понята как притча о Царстве. Она следует за притчей о девах, т.е. за иносказанием о Царстве, и продолжает ряд образов Царства.
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам… Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который отрпавляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Матф. 25: 1, 13-15).
Читая эти притчи в обратном порядке, становится ясно, что бодрствование – не в особо духовном ничегонеделании, а в приумножающем труде.
В то же время, известно, что лень и лукавство – самый распространенный «христианский грех». Скоро конец, зачем что-то делать? Бог даст – зачем работать? Мне дано меньше – меня обидели. Мир несправделив – поберегу нервы. Инициатива наказуема. Любое дело рисковано – на диване спокойнее.
Иисус поощряет: приумножение, успех, жертвенность в отдаче себя делу, предприимчивость. Но все это – в перспективе Царства. Когда ищут Царства, все остальное прилагается. Без него – распадается и обессмысливается. Есть лишь цифры, но нет смыслов. Есть успех, но нет счастья. Есть временные достижения, но нет будущего.
Перспектива Царства открыта. Но к нам обращена как вызов – нашей вере, дерзновению, воле, решимости. Вызов Царства в том, что все только начинается. Пришло время – не концу, но началу. Не ожиданию смерти, но активной жизни. Не противопоставлению духовной и мирской жизни, но соединению всего под главой Христа. Не разделению, но воплощению. Не бегству, а борьбе. Не праздности, а труду. Не жалобам, но мудрому управлению. Не прозябанию в страхе, но смелому предвосхищающему усилию. Мы знаем, что в конце будет Царства без конца, что все усилия будут награждены и ничто доброе не будет напрасным, поэтому уже сейчас можем действовать в этой светлой перспективе.
Комментариев нет
Отправить комментарий