-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Освобождение

Комментариев нет

Прошлого уже нет. Будущего еще нет.
Майдан освободил от занимаемых мест, привычной жизни, накопленных благ и статусов.
Многие из государевых слуг стали бывшими. Дворцы открыты на показ. Топчут портрет вчерашнего царя, об имя вытирают ноги. "Бывшим" приходится прятаться, менять маски и документы.
Все это коснется не только «их».
Мы все освобождены. От себя, от «них», от старой системы отношений. Нет смысла делать то и так, как раньше. Уже не работает. Нет смысла говорить то, что раньше. Никто не будет слушать. Все изменилось – темы, проблемы, тональность, задачи, смыслы, вопросы.
Жизнь разделилась на «до» и «после» Майдана.
Неожиданным образом Майдан избавил нас от занятости собой, цинизма, безответственности, и вернул к ценностям свободы, сочувствия, солидарности.
Христианство освобождается, разгружается от ненастоящего, пафосного, показного. В дворцах вельмож много икон, но нет Христа. Есть мощи святых, есть украденные святые книги, но нет совести.
В свете этого и мое христианство обнуляется – я думаю о простейших вещах, хочу понять самое важное в своей вере и отделить это важное от выгоды, подражания, моды, привычки. Я чувствую, что особождаюсь от религии, которая была частью этого старого мира и поддерживала его. Это происходит как-то само собой. Я лишь наблюдаю и переживаю то, что запущено ходом событий. Боюсь, потому что не знаю, к чему все это приведет. Радуюсь, потому что чувствую, что это настоящая жизнь, отмирание старого и рождение нового.
В эти дни особенно звучат слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоанна 12,23-25). Здесь – условие нашего возрождения. Можно жить "бывшим", жить тенью. А можно воскреснуть к жизни настоящей.
Он умер и воскрес. Мы тоже проходим через смерть к новой жизни. Жизнь, тем более новая жизнь, – у Него. Так что будущее – во власти Христа.
Он освобождает нас от прошлого ради будущего. Все происходящее – под знаком Его грядущего Царства. Вся наша история – история освобождения.
В истории мира Майдан – эпизод. Но для нас и нашего народа он может стать ключевым моментом, если будет понят и принят именно так.
Это прощание с советизмом, «моей хатой с краю», витринной религиозностью не пройдет легко, но только через него лежит путь в будущее. У меня внутри освобождение уже идет, отделяется часть меня, все это больно и страшно, но я этому отчаянно рад.

Что же нам делать?

Комментариев нет
Человек – существо, задающее вопросы.
Чаще всего он спрашивает, кто виноват? Многие проводят жизнь, так и не спрашивая больше ни о чем.
Но более зрелый вопрос – что делать?
В этом вопросе есть искание правды, желание разобраться, смиренное обращение к Тому, Кто знает ответы.
Но в этом вопросе также есть доля лукавства.
«Что такое хорошо и что такое плохо?», - если спрашивает «кроха», это нормально. Но сегодня этот вопрос задают взрослые люди, притворяясь детьми.
В дни Христа такие же взрослые, умные, хитрые люди спрашивали: «Кто мой ближний? Разве позволительно есть немытыми руками? Разве можно срывать колосья в субботу? Позволительно ли давать подать кесарю?»
Лукавство в том, что мы напускаем туман там, где все ясно. Мы усложняем то, что Бог сделал простым.
Как говорил Григорий Сковорода, «Бог сделал нужно простым, а сложное ненужным.»
Об этом хорошо проповедовал пророк Михей. В ответ на «духовный» вопрос «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?», он отвечал просто: «Можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей? О, человек! сказано тебе, что' - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михея 6).
Михей говорит: что вы спрашиваете так, будто не знаете правды? Вам все открыто. Все и так ясно. В ответ Михей предлагает глаголы: действуйте, любите, ходите.
Об этом же проповедовал последний пророк Ветхого завета Иоанн Креститель.
«Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Луки 3:7-14).
В то время как люди искали религиозной экзотики, Иоанн напоминал о простых, простейших истинах, известных всем – жить по правде, действовать справедливо, исполнять закон.
Но эти простые вещи требуют верности и мужества – как это не брать более определенного, когда все берут? Как не обижать, когда все построено на насилии? Как довольствоваться жалованием, когда никто не живет на одну зарплату?
Иоанн сам стал живым примером такого мужества – он лишился головы лишь за то, что сказал правду своему царю, обличил его за беззаконие. Не оскорблял, не организовывал восстания. Просто сказал правду и был убит.
Простые вещи могут стоить дорого. Но без этих шагов не будет добрых перемен.
Эти простейшие истины известны всем людям. Когда-то Алексендр Солженицын предложил простой рецепт борьбы с системой зла – жизнь не по лжи. Он говорил: не все могут умирать за свободу, не все могут обличать зло правителей, но каждый может сделать простую вещь – не лгать.
Из такие простых истин, малых шагов к Богу состоит наше духовное развитие. Такие же посильные дела меняют наше общество, показывают возможность иной жизни.
Бог не ждет от нас сверхъестественного, Он знает наши возможности и рад малейшим, простейшим делам.
Даже в вопросе спасения Он все упростил.
В Деян. 16 на вопрос темничного стража «Что мне делать, чтобы спастись?» апостол отвечает просто «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься».
Впрочем, иногда мы можем путаться и выдавать добро за зло, думая, что служим Богу, можем бороться с Ним.
Так произошло в жизни Савла, ставшего затем Павлом: «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск» (Деян. 9: 4-8).
Иногда мы уже не способны различать добро и зло. Лишь когда нам открывается Бог, мы понимаем, что добро – там где Он, а вне Его зло. Не зная Его, мы не знаем, что делать.
«Что повелишь мне делать?» - это мой любимый вопрос. Уже не Десять заповедей управляют нами, не Конституция нашей страны, но воля Божья. В свете с неба Савл, и мы вместе с ним, видим условность наших человеческих пониманий добра и зла, программы действий и реформ. Мы доверяем Ему и идем за Ним.
Стоит вернуться к простейшим истинам. Не усложнять и не мудрствовать. Не ходить прыжками. Делать малые посильные шаги. Выполнять то, что известно, открыто, понятно. А чтобы не запутаться в этих простых вещах, «в трех соснах», стоит искать и держаться Христа, вопрошать Его: «Что повелишь мне делать?» - где в этой ситуации Ты видишь мое место, что ожидаешь от меня, как далеко я должен идти своими малыми шагами?..
И последнее: Бог ждет от нас целостности, когда наши действия будут добрыми в отношении Его и ближних. Об этом напоминал Михей: «действовать справедливо», «любить дела милосердия», «смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Нельзя преуспеть в одном из этих дел, отбросив другие.
Наши отношения с Богом обязательно выразятся в справедливых отношениях и делах милосердия, в правдолюбии и солидарности.

Диалог - условие свободы

Комментариев нет



Почему не получается диалог государства, общества и Церкви, почему свобода верить и мыслить иначе оказывается под угрозой?
Потому что государство распределяет свободу.
Потому что общество не готово к свободе.
Потому что государство отводит Церкви несвободную роль, делит всех на своих и чужих, традиционных и нетрадиционных. Первых делают скрепой и опорой власти, вторых – маргиналами.
В таких условиях церкви борются за влияние и выживание, за близость к власти и уступки от нее, а друг в друге видят не субъектов диалога, а конкурентов.
Фокусируясь на отношениях с государством, попав в зависимость от него, церкви упускают из вида диалог с обществом.
Вот краткий ответ о том, как и почему церковь, государство и общество не могут развивать диалог и уважать свободу другого.

Но не все ясно и с пониманием свободы.
Мы можем понимать свободу исходя из демократических ценностей и принципов или из конфессионального учения о достоинстве, свободе и правах человека. В первом случае, есть общий язык и общее понимание свободы, во втором – нет. В первом случае, свобода неотъемлема и принадлежит всем. Во втором случае, свобода всегда под вопросом - является ли она искушением или даром Божьим, кому она принадлежит, кто входит в круг своих, избранных, одаренных ей?

В советское время свобода была призрачной мечтой, которая ждет где-то впереди, почти по-пушкински: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас встретит радостно у входа».
В постсоветское время она вдруг стала возможной, а теперь все более невозможной.
Свободу приняли как дешевую благодать, не распорядились ей, не оценили. Теперь, упуская, теряя, лишаясь, плачем. Потому что без свободы жить уже не можем, хотя не понимаем и не ценим.
После распада СССР демократические свободы провозгласили в подражание Западу, чтобы было все как у людей, как в цивилизованном мире.
Нерегулируемой, почти абсолютной свободе помогал хаос постсоветской разрухи.
Но уже к 2000 году ситуация меняется: окрепшее государство стало вмешиваться в вопросы свободы, регулировать и дозировать ее.
Получается как во время НЭПа: слабое государство отдает свободу, чтобы, окрепнув, забрать назад.
Но ответственность не только на государстве. Слабое гражданское общество если не отдает свободу в распоряжение государства, во всяком случае, не противится, когда свободы лишают.
Сегодня зреющее гражданское общество – основная угроза постсоветского государства и основное условие свободы. Поэтому общественные организации для государства – опасные иностранные агенты (это изобретение России пытаются навязать и в Украине). Так же смотрят и на Церковь, рискующую иметь свободную позицию.
В эти условиях Церковь остается единственным авторитетом, основным субъектом влияния, который должен представлять интересы свои и общественные перед государством.

Но и с ней не все в порядке.
Христианство как субъект общественной жизни еще не сформировалось.
Часто конфессии защищают себя, а не общее благо и народ как целое.
Когда украинское Министерство культуры пригрозило наказать УГКЦ за участие в Майдане, большинство конфессий предпочли промолчать.
Церковь пытаются использовать для государственных нужд, навязывая ей второстепенные или же и вовсе не свойственные ей функции. Церковь – опора державы, скрепа «русского мира». Но у нее должен быть также свой пророческий голос, право на критику, собственную альтернативу.
Об этом напомнили события в Киеве. Колокола Михайловского монастыря будили христианское сообщество страны к гражданской ответственности, к солидарности между христианами и с обществом.

Чему учат недавние киевские события?
Есть сильный общественный запрос на слово и участие Церкви. Нужно слово о любви и мире, о надежде и будущем. Нужно посредничество Церкви, участие обличающее, пророческое, но при этом миротворческое.
В политической плоскости диалог зашел в тупик. Нужно вернуть его к христианским основаниям. Только на этом основании еще возможно гражданское согласие.
Политическая и социальная жизнь не могут держаться на пустоте, оставшейся от советского.
Нужно раскрыть социальный потенциал церкви, универсальный, примиряющий характер христианства.
Только христианство может объяснить, как достижим мир – через жертву, через прощение и любовь к врагам, через единство разных вокруг Христа.

Что нужно делать сегодня в защиту свободы?
Нужно инвестировать в то, чем церкви и политики почти не занимались – в анализ и раскрытие социального потенциала церкви для трансформации общества, не просто для реакции и помощи, а именно для трансформации.
Нужно помочь активировать экспертую работу, социально-богословские исследования, мониторинг церковно-общественных отношений, и здесь роль международного сообщества крайне важна – подключить мировой опыт, дипломатию, мудрость, диалог традиций.
В раскрытии потенциала Церкви должно помочь христианское экспертное сообщество – компетентные христианские оценки, анализ, рекомендации должны стать ориентирами и голосами гражданского общества. Все это нужно и самой Церкви – для формирования ответственного и трансформирующего социального богословия.
Вот возможные составляющие межцерковного и церковно-общественного диалога о свободе: экспертное христианское сообщество; мониторинг церковно-общественных отношений; диалог христианских традиций; солидаризация Церквей в решении главных общественных нужд; консолидированная христианская позиция в вопросах свободы совести и других демократических свобод; трансформирующее влияние Церкви на общество, укрепление и развитие гражданского общества в перспективе христианских ценностей.

Двери свободы стремительно закрываются и могут захлопнуться в любой момент. В этих условиях от Церкви ожидают не столько критики свободы, сколько ее защиты. Именно Церковь может придать пониманию свободы новое содержание, сделать ее созидательной и ответственной. Церкви могут дать обществу урок единства и примирения. Единство церквей между собой и с обществом - условие возрождения общественной жизни на демократических и при том евангельских началах. С такими церквями, с таким обществом государство будет считаться, свобода будет защищена.

Церковь, общество и государство в бывшем Советском Союзе

Комментариев нет

Уроки прошлого года

Постсоветское пространство остается сильно, почти односторонне зависимым от происходящего в России. Прошлый год стал успешным для путинской дипломатии. Россия смогла вернуть влияние в Украине, Армении, Кыргызстане, которым сейчас активно навязывается более активная форма экономического и военного сотрудничества. В Беларуссии и Казахстане, которые уже являеются членами Таможенного Союза, след Путина проявился в ужесточении политических и религиозных репрессий. Зависимость от российских угледовородов и кредитов непременно проявляется и в копировании религиозной политики. То, что Патрик Бьюкеннен опрометчиво назвал «консерватизмом» Путина, защитой «традиционных ценностей», является лишь способом легитимации российской имперской политики в отношении сопредельных территорий и репрессивной политики в отношении нетитульных или нонконформистских религиозных групп.
В самой России проявления гражданской и религиозной свободы жестко ограничиваются из соображений государственной безопасности. Жестоко разгоняются митинги в память об узниках Болотной, народные сходы против преступности и бездеятельности власти, и даже собрание сочувствующих после терактов в Волгограде. Приняты беспредецентные меры предосторожности и ограничения свобод накануне Олимпиады в Сочи. При этом сделаны символические уступки международному сообществу – в декабре 2013 года вышли на свободу жертвы политических репрессий: Михаил Ходорковский и участницы группы PussyRiot– Надежда Толоконникова и Мария Алёхина.Все они по оценке Amnesty International ранее были признаны узниками совести.
Характерно, что жесткую позицию Кремля в отношении узников совести полностью разделяет Русская Православная Церковь. И это можно объяснять привычными для нее «симфоническими» отношениями с государством. Что сложнее объяснить – симпатии в российском обществе и христианском сообществе к жесткой политике Кремля, спрос на «сильную руку», антизападнические настроения, правовой нигилизм, антидемократическую моду.Отчасти это можно объяснить страхом, отчасти недостатком информации, отчасти религиозными традициями.
Страх вынуждает людей избегать опасных тем, прятать голову в песок, фокусироваться на простейших личных интересах. В обществе страха верующие не говорят о социальной ответственности, справедливости, правде, свободе, солидарности, преобразовании общества. Предпочитают говорить о предельно далеком и абстрактном – о душе и вечности.
Недостаток информации оправдывает пассивность и конформизм. Результатом агрессийной государственной пропаганды и ограничений независимых СМИ стала монополизация информационного пространства. Это коснулось и религиозных организаций, их официальных позиций и информационной политики. Как говорит русская народная мудрость, «Меньше знаешь, крепче спишь». В условиях, когда знание становится опасным, предпочитают не знать, а если знать, то не говорить, если же говорить, то лишь самыми общими фразами.
Но и сами постсоветские религиозные традиции ограничивают гражданскую и даже собственно религиозную активность – там, где она выходит в общественное измерение и затрагивает больные вопросы. В местных традициях принято терпеть и молчать, идти на любые компромиссы, лишь бы сохранить Церковь. Поэтому даже евангельские Церкви, наиболее пострадавшие от сталинских репрессий, посылали Сталину поздравительные телеграммы как «великому другу всех верующих», а их лидеры уверяли Запад, что «в СССР нет ни одного узника совести». Поэтому Русская Православная Церковь, почти полностью уничтоженная Сталиным в 20-30-е годы, издает к 2014 году подобострастный календарь «Сталин» (в издательстве «Достоинство» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). Поэтому лидеры протестантских союзов России в том же сталинском духе говорят о происках Запада на украинском Майдане, повторяют мифы о братских славянских народах и старшем русском брате, и душат в этих братских объятиях соседние республики.
Какие уроки прошлого года стоит извлечь, чтобы наше отношение к происходящему в постсоветском мире было более объективным и участливо-деятельным?
Основной проблемой для обеспечения гражданских и религиозных свобод становится не чрезмерно активное вмешательство государства, но пассивное состояние общества и безучастие религиозных организаций. Как говорят осторожные украинцы, «Моя хата с краю».
Противостать государству в отстаивании своих законных прав и свобод может лишь сильное общество. Как разбудить и усилить общество при отсутствии гражданских институтов? Кто это может сделать, кто способен выступить с вдохновляющей и преобразующей инициативой? В условиях слабого гражданского общества наиболее действенными его участниками могут быть именно религиозные организации. Поэтому ключи к трансформации общества лежат в руках Церкви. В свою очередь преобразование Церкви, критический самоанализ, переоценка, обновление ее традиций возможны только в диалоге традиций, в тесном взаимодействии национальных церквей и мирового христианского сообщества, через международные партнерства и сетевые связи экспертов, через образовательные, информационные, социальные проекты, направленные на формирование нового поколения лидеров для Церкви и общества.
Итак, в постсоветском обществе путь к трансформации общества лежит через реформацию Церкви. Что может трансформировать Церковь? Обучение новых лидеров, межцерковные партнерства, нформационная подотчетность СМИ и обществу, активность независимых экспертов, качественная аналитика тенденций в отношениях Церкви, общества и государства; международная поддержка прогрессивных инициатив; широкое движение христиан-мирян, распространяющее пределы миссии в профессиональных сферах.
В то же время именно сейчас, наметились наиболее тревожные тенденции в социально-богословских позициях постсоветских Церквей: ностальгия Церкви по советской стабильности; демонизация Европы и антиамериканизм; разочарование в христианских возможностях общественных преобразований; недоверие к молодым поколениям, сохранение ключевых позиций за лидерами советской эпохи; тихая политизация Церкви («молчание – знак согласия»).
Эти негативные тенденции вряд ли обратимы в краткосрочной перспективе. Надежда связана с новыми христианскими поколениями, выросшими после СССР. Как говорил Томас Кун по поводу научных парадигм, чаще всего сторонники новой парадигмы побеждают не потому что переубеждают, а потому что представители старой парадигмы вымирают.
Наиболее позитивным знаком нового времени, новой (пост)постсоветской эпохи считаю украинский Майдан – как проявление гражданского общества, как мирную форму протеста против коррумпированной власти, как манифестацию свободы. Основой протестного движения стали студенты – поколение будущего. Они и приняли на себя основной удар полиции в ночь жестокого разгона 30 ноября. Второй опорной силой стали журналисты, пятая и единственная пока еще независимая власть в стране. Третьей силой стали Церкви. Именно Церкви открыли двери студентам, за которыми охотились специальные подразделения полиции, и защищали их. Ночью 11 декабря внутренние войска и специальные подразделения «Беркут» начали второе наступление на Майдан, и Церкви ударили в колокола, созывая людей на помощь. Подобное происходило 800 лет назад, когда войска монгольского хана Батыя штурмовали Киев. Тогда последние защитники укрылись в Десятинной Церкви. Сегодня последним прибежищем свободы и оплотом гражданского общества стала Церковь. Можно сожалеть о том, что за двадцать лет свободы другие институты гражданского общества так и не сформировались. Но лучше поддержать то, что есть. Церковь, студенты и журналисты – достойная триада, которой принадлежит будущее постсоветских стран. Колокола Церкви зовут людей защищать свою свободу и быть достойными ее. Экстремальная социальная ситуация возвращает Церкви главную роль в развитии гражданского общества постсоветских стран. Украинский Майдан стал последним важным событием уходящего года, и есть надежда, что 2014 год пройдет под знаком этой мирной революции достоинства.
Не стоит забывать о том, что приближается 2017 год – столетие кровавой российской революции и пятисотлетие Реформации Лютера. События могут пойти или по пути революции, или по пути Реформации. Без Реформации Церкви и ее активных социальных инициатив общество пойдет по пути эскалации насилия, ограничения свободы и государственного диктата. Церковь может оказаться либо объектом революции, либо субъектом Реформации. Так что в постсоветской истории судьба Церкви и судьба народа по-прежнему неразрывно связаны, поэтому социальные инициативы Церкви оказываются критически важными для жизни государства и общества.
no