Влиятельнейшими лицами советской антирелигиозной пропаганды были не ученые-атеисты, а бывшие верующие, отрекшиеся от своих убеждений. Им тут же давали и место в газетах, и микрофон на сцене. И все же, их вид был жалок, а слова неубедительны. "Перевертышей" не уважали нигде. Впрочем, остаются вопросы, от чего отрекались молодые люди - от Бога или от "сектантского" образа жизни; чего искали - новой атеистической веры или обычной спокойной жизни среди людей?
Ниже - одно из типичных писем-отречений.
Солнце светит всем // Казахстанская правда, 1975, август/сентябрь, с. 3 в рубрике «Разум против религии»
В домах верующих нет газет, советских книг, они не смотрят телевизор. Есть, правда, радио. Оно включается только в часы передач из-за границы. Другие передачи слушать нельзя – грех.
«Как много «не должны», «нельзя», «грех» - этих запрещающих слов, сопровождавших меня с детства. Словно высоким забором окружили они меня, замкнув в своей цитадели, изолировав от всего мира. Так и рос я, как эта чахлая полынь в безводной пустыне, отгороженный от жизни, которая полной волной плескалась и бурлила за стенами моего дома. Старший пресвитер Рудник Иван Фрезе, дьякон Данил Зименс, проповедники Дмитрий Ягольников, Петр Вибе своими проповедями и запретами именем бога калечат жизни многим детям и молодежи…. Только в прошлом году несколько молодых людей порвало с религией. К их числу принадлежу и я. Я понял, что жизнь – это не только монотонное пение гимнов да слезливые молитвы. Я вышел на большую дорогу жизни. Сейчас поезд везет меня в воинскую часть. Через несколько дней я стану солдатом, защитником своей великой Родины. Моя мечта – вступить в комсомол»
Комментариев нет
Отправить комментарий