Последние стихи последней главы последней книги Библии нагнетают атмосферу ожидания. «Я иду» - предупреждает Господь Бог: «надлежит вскоре свершиться»; «скоро приду»; «время уже близко»; «вот, Я скоро приду»; «да, Я скоро приду».
Слова «Я скоро приду» внушают страх. Сам Бог! И кто я перед Ним? Стыжусь и боюсь своей недостойности. Боюсь суда Его глаз. Боюсь Его опаляющей святости и ослепляющей славы.
«Я иду». Это главное сообщение всей книги. Что это значит для нас, к чему обязывает и призывает? Стихи 7-21 отвечают на эти вопросы: cоблюдать слова Книги; преклониться пред Богом; не запечатывать слова; творить добро; оставаться святым; омывать одежды (соблюдать заповеди); звать: «приходи!»; черпать воду жизни даром; не прибавлять и не отнимать; пребывать в благодати Господа Иисуса Христа.
И все же этот тревожный и обязывающий характер текста кажется невыносимым – по серьезности, требовательности, личной направленности.
Полнота иоанновой вести в том, что предупреждение “Я иду” дополняется самооткровением: «Я – светлая утренняя звезда», которое дает надежду разгорающегося нового дня. В таком сочетании «Я иду» приобретает не только грозное, но и радостное звучание.
Ангел приказывает хранить книгу открытой, не запечатывать, не скрывать, не замалчивать ее послания: «Не запечатывай пророческие слова этой книги! Ведь время уже близко» (ст. 10).
При этом книга не открывает никакой экзотической информации, лишь напоминает о господстве Бога в истории, человеческой ответственности и скором времени суда.: «Пусть дурной человек продолжает делать дурное, пусть мерзавец творит своим мерзости, пусть добрый творит добро, и тот, кто свят, пусть остается свят. Вот, Я скоро приду! И плата Моя со Мною, чтобы заплатить каждому по делам его» (ст. 11-12).
Интересно разночтение в разных переводах 14 стиха: если большинство переводом говорят о счастье войти в небесный город тем, «кто омывает свои одежды», то в поздних рукописях и некоторых переводах право имеют те «кто исполняет Его заповеди».
Первый вариант дает шанс большему числу людей. Второй слишком строг. Мало кто исполняет заповеди, не нарушая хотя бы единой. И если бы не милость Божья, не омытые одежды, не очищение Его кровью, вход был бы закрыт почти для всех, для меня точно.
Интересен список тех, кто оказался вне города блаженных: «псы, колдуны, развратники, убийцы, идолопоклонники и все, кто любит ложь и творит ее» (ст. 15). Всех богоборцев объединяет ложь. Они гибнут не от своих грехов, но из-за лжи, которая дает им самоуверенность, чувство безнаказанности, оправдание проступков. Они не хотят омыть одежды, потому что считают себя чистыми или свою грязь считают достойной.
При этом звучит призыв: «приходи, бери даром»! Каждый слышащий этот призыв должен передать его дальше. «Кто жаждет, пусть приходит! И кто хочет, пусть берет воду жизни даром!» (ст. 17). Спасение остается доступным, но маловостребованным.
Самая опасная разновидность лжи – не обеление греха, но искажение истины. Об этом звучит строжайшее предупреждение: «Я предупреждаю каждого, кто слышит пророческие слова этой книги: если кто прибавит к ним, тому и Бог прибавит напастей, описанных в этой книге; и если кто отнимет что- нибудь из этой пророческой книги, у того и Бог отнимет его долю от дерева жизни и от Святого Города, описанных в этой книге» (ст. 18-19).
Иисус говорит о Своем скором пришествии серьезно и строго, но в ответ ожидает не страха, а радостного, приветливого настроения. «Тот, кто свидетельствует об этом, говорит: «Да, Я скоро приду!». Да будет так, приходи, Господь Иисус!» (ст. 20).
Ответить: «да будет так, приходи!». Можно только тогда, когда радости больше, чем страха. Когда ждешь начала вечного дня, а не «конца света». Этот возглас вырывается из груди естественно, без принуждения. Потому что душа ждет встречи. Кому-то - суд, кого-то очень жаль, но мы ждем встречи с Богом. Встречи не чужих, но родных, близких, любимых.
Последняя книга закрывается благодатью. «Благодать Господа Иисуса да будет со всеми!» (ст. 21). Страшные картины и грозные пророчества завершаются добрыми словами. Если последним словом Божьего Откровения является благодать, то наши попытки сгустить темные краски и нагнать парализующий ужас, дописать и закончить в миноре подлежат проклятию (ст. 18). Еще более страшному наказанию будет подвергнут тот, кто попытается убрать слова о благодати, лишить христианство благодатности (ст. 19).
Право на последнее слово принадлежит только Тому, Кто может сказать о Себе: «Я – Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец» (ст. 13), «Я – Корень и Побег Давида, Я - светлая утренняя звезда» (ст. 16).
Он дал начало всему и Он же подводит итог. И Его итогом является новый, вечный день, день нового творения.
Читая эти слова, мы вспоминаем первую книгу Библии: «Настал вечер, настало утро – первый день» (Быт. 1:3). Утром творение выглядит завершенным и готовым к торжественному началу, утром все только начинается.
Поэтому утренняя звезда символизирует власть над будущим, обетование вечного дня, Свет Христов. «А победителю, который до конца исполняет все, что Я велю, Я дам власть над народами, как Я Сам получил ее от Моего Отца. Он будет пасти их железным жезлом – как из глины горшки, разобьет на куски их! И Я дам ему утреннюю звезду» (Откр. 2:26-28).
Утренняя заря указывает на Христа как Владыку нескончаемого торжествующего Дня, прологом которого была вся мировая история. “Это Мой Сын, Мой любимый, в Нем Моя отрада”. И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали, когда были с Ним на святой горе. Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились слова пророков. Вы поступаете правильно, если будете относиться к ним, как к светильнику, что горит в потемках, пока не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда” (2 Пет. 1:17-19).
Царь возвращается, Звезда восходит. А все что было раньше – вечерние сумерки. Об этой волнующей вести проникновенно писал о. Павел Флоренский: «С вечера, начинает историю мира Священная Летопись. Кончается же эта история, в Апокалипсисе, разрушением и гибелью мира и новым творением. Опять Древо жизни посреди Нового Эдема — Иерусалима Горнего. Опять радость и ликование. Опять нет скорби и плача. Опять нет смерти. Опять брачная пиршественность. Но это уже не вечер, а утро наступающего вечного Света. Не есть ли история мира, во мраке греховном протекающая, — одна лишь ночь, один лишь страшный сон, растягивающийся в века, — ночь между тем, полным грустной тайны, вечером, и этим, трепещущим и ликующим утром? И кончина мировая — не рождение ли Земли в новую жизнь при Звезде Утренней?. И концы сливаются. Ночь вселенной воспринимается как не-сущая. Утро нового мира продолжает тот, первозданный вечер: «и бысть вечер, и бысть утро, день первый». «Утро» и «вечер», ночи же будто и не бывало».
Скорое возвращение Христа несет с собой не столько конец мира старого, сколько начало мира нового, не столько суд, сколько избавление и радость. А еще – ободрение и вдохновение для тех христиан, которые своим свидетельством, делом веры и трудом любви воплощают Царство Божье здесь и сейчас, предваряя его скорое полное торжество.
Первая публикация: gazeta.mirt.ru
Комментариев нет
Отправить комментарий