no
4/Вера/slider

Скрепы или достоинство?

Комментариев нет
«Традиционные ценности» оказались востребованным конструктом и примечательным знаком постсекулярности в постсоветском контексте. Их гибридная природа позволила использовать их как секретное оружие массового поражения в гибридной российско-украинской войне. Некритическое использование данного конструкта представляется опасным, традиционные ценности детонируют, активируют религиозное бессознательное, вызывают к жизни разрушительные коллективные реакции. Именно поэтому необходима аккуратная философская работа по обезвреживанию их боевого заряда, т.е. деконструкции «традиционных ценностей» именно как конструкции, их социально-философской легитимирующей рамки и самого способа их общественного производства.
"Традиционные ценности" – это продукт гибридный, сконструированный частично из религиозного, частично из советского наследия. Они призваны скреплять и подпирать сложившийся гибрид постсоветского общественного сознания, освящая его ссылками на религию. Речь не идет о возрождении-воскресении утраченного и забытого, изгнанного и запрещенного. Для того пришлось бы вспомнить и воссоздать всю традицию, а не только избранные ее фрагменты. Сами понятия традиции и традиционного воспроизводятся в симулятивном режиме. Никто даже не пытается сравнивать «традицию» и традицию, поскольку последнюю почти никто не помнит. Стало быть мы имеем дело с подменой, после которой понятие традиции настолько девальвируется, что оно становится общим, иначе говоря, пустым местом
Традиционные ценности стали объединяющими и разделяющими. Их конструирование в российском и украинском контекстах осуществлялось отличным образом. В результате разное понимание традиционных ценностей разделило и противопоставило целые нации. Для одних традиционные ценности – это скрепы, консервативная и даже реакционная сила. Для других это революция, возвращающая обществу свободу и динамику. «Скрепы» и «революция» выражали один и то же спрос на «традиционные ценности», но материал и способ производства ценностей были принципиально отличными. К сожалению, до сих пор о традиционных ценностях говорят обобщающим образом, упуская из вида, как отличается их конструирование в разных контекстах. Сравнение российского и украинского способа их производства может быть показательным кейсом для дальнейших сравнительных исследований, посвященных «традиционным ценностям» и постсекулярности в целом, а также в их богатой вариативности.
В обоих контекстах традиционные ценности конструировались в ответ на идеологический запрос, но в российском случае этот запрос формировался властью (союзом власти политической и религиозной), в случае украинском – при активном участии общества (и различных конфессий, представляющих разные части этого общества).
В первом случае традиционные ценности представляются воинственной альтернативой секулярной современности, в втором – принципиальными, но конструктивными коррективами к ней.
Борьба за традиционные ценности – это не борьба за сохранение лучшего и важного из традиции, но борьба за присвоение традиции и ее заинтересованную интерпретацию. Защищать традиционные ценности означает защищать свое эксклюзивное, каноническое право толковать традицию и говорить от ее имени. Долгое время идеологам православного «русского мира» удавалось удерживать свою монополию на толкование традиционных ценностей. Но украинская «революция ценностей» оспорила эту монополию и предложила свое понимание традиционных ценностей. Традиционные ценности, подходящие для роли «скреп» «русского мира» - стабильность, порядок, подчинение. Они являются сквозными для всех частных случаев, относящихся к семейным, религиозным или социально-этическим вопросам. Традиционные ценности, выраженные в украинской «революции ценностей» - свобода, ответственность, солидарность. Именно поэтому другое имя «революции ценностей» – «революция достоинства». Иными словами, есть разные традиции, и не всех из них совместимы с достоинством. Сама же РПЦ в своих документах оспаривала общечеловеческие ценности. Настало время сделать выводы: традиционные ценности «русского мира» по своему набору и по своей интерпретации отличаются от общехристианских и общечеловеческих, т.е. уходят корнями не в общую традицию, а в свою местную, довольно агрессивную по отношению ко всем другим

author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no