no
4/Вера/slider

Христианская антропология и миссия в современном мире

Комментариев нет

Христианская антропология составляет незыблемую основу для оценок современного общества – всего происходящего с человеком в его личном и коллективном измерении. Что бы не происходило вокруг Церкви, у нее есть собственная основа, поэтому каждый ее верный представитель может сказать «На сем стою и не могу иначе. И да поможет мне Бог!» (надеюсь, мне как протестанту простят эту лютерову фразу).
Мы стоим на неизменном богословском фундаменте веры. При всех вызывающих головокружение изменениях мира мы не можем верить иначе. И при всей надежности нашей позиции мы нуждаемся в помощи Бога – чтобы не оторваться от своих оснований и при этом понимать тех, кто живет иначе, живет без оснований. Мы также нуждаемся в постоянной помощи Бога, чтобы, оставаясь верными своему фундаменту, служить миру спасительным Словом и добрым делом.
Как миссиолог, я хочу предложить несколько тезисов, отражающих связь между антропологией и миссиологией, показывающих переход от христианского учения о человеке к практическим формам свидетельства и помощи миру. Я хочу слегка коснуться трех основополагающих богословских идей – образа Божьего, Воплощения и нового творения, чтобы в их свете показать основные темы христианской миссиологии.
***
Во-первых, мы должны напомнить себе и миру о том, что человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1:26-27).
Я говорю «напомнить себе», потому что сегодня нам крайне трудно узнать, увидеть, разобрать в человеке Божье присутствие. Эксперименты с человеческой природой изменили ее почти до неузнаваемости. Я говорю не только о сексуальных, гендерных, биомедицинских опытах, но также о социальных, культурных, технических метаморфозах. Наверное, сегодня неудобовразумительная фраза митрополита Антония Сурожского, что «Бог верит в человека» [2], звучала бы еще более парадоксально, так как мы потеряли из вида не только Бога, но и человека. В человеке человека не видно. И, тем не менее, Бог доверяет человеку, опекает его, продлевает надежду. Знать об образе Божьем в человеке и уметь распознавать его – очень важно не только для мира, но и для Церкви, чтобы не очернить человека и не лишить его надежды, чтобы не утратить мотивации к благовестию, чтобы не смириться с обезбоженностью мира. Как бы ни удалялся мир от Бога, Церковь не может отвернуться от мира, потому что в человеке остается образ Божий, потому что Бог остается в мире и спасающе действует в нем.
Здесь я как протестант должен сделать уточнение: на мой взгляд, христианское богословие не допускает малейшего оптимизма в отношении испорченной человеческой природы, все доброе, что есть в человеке – от Бога. Поэтому образ Божий – это присутствие или след Бога, оставленный в человеке при творении и неизгладимый даже после грехопадения и всех его страшных последствий. Наша вера в возможность преображения, исцеления, спасения человека основана не на вере в человеческие способности или его добрую природу, но на вере в Божью благодатную силу, действующую в мире и человеке.
Чтобы принести надежду людям мира, мы – люди Церкви - должны сами ее иметь. Чтобы напомнить людям о забытом ими образе Божьем, мы должны сами его видеть и радоваться ему. Чтобы сказать миру о любви Божьей, мы должны сами видеть мир глазами Бога, в свете Его любви. Такого жизнеутверждающего взгляда на человека и мир, как мне кажется, Церкви не хватает.
Выше я сказал «напомнить миру». Здесь антропология переходит в миссиологию. Зная о Божьем присутствии в мире и человеке, Церковь должна утверждать эту истину, напоминать о ней, призывать к жизни по ней. Человек стремительно забывает себя, свои корни, свое лицо. «Общество потребления» обезличивает и усредняет каждого, стирает образ человеческий. Стереть образ Божий невозможно, но возможно притупить, заглушить, скрыть. «Ты можешь жить иначе, потому что сотворен по образу Божьему и носишь его в себе», - это послание Церкви человеку, продиктованное богословской антропологией, предлагает свободу от ложных образов и возможность стать собой согласно Божьему замыслу. Это Добрая Весть для пленников виртуальных и торговых сетей, структур греха и индустрии развлечений, идеологий и субкультур.
***
Во-вторых, Церковь должна напомнить себе и миру об истине Боговоплощения. Богочеловечество Иисуса Христа – краеугольный камень и христологии, и антропологии. Единство двух природ во Христе показало возможность соединения Божеского и человеческого, разъединенных и враждовавших после грехопадения. Согласно святоотеческой мысли, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» (Афанасий Великий). То, что православное богословие называет «обожением», имеет свои аналоги и в протестантской традиции – «освящение», «преображение в образ Христов». Раскаиваясь в грехах и принимая в сердце Христа, человек становится на путь преображения своей природы, находит в себе новую, Божественную жизнь.
Зная Радостную Весть о Воплощении Бога в человеке, Церковь может сосредоточить свои усилия не на критике человеческого в человеке, но на проповеди Христа, благодаря спасительной работе Которого человеческое в человеке дополняется, преображается и питается Божественной жизнью.
Миссией становится не осуждение человека, но проповедь прощения, искупления, примирения и соединения с Богом. Пока же, как мне кажется, наше христианство погрешает тем, что противопоставляет и разделяет, обвиняет и осуждает человека, забывая, что «неверующий уже осужден» (Иоанн. 3:18).
и нуждается теперь уже не в приговоре (с этим как раз все понятно), а в оправдании. Последнее должно стать главной темой нашей проповеди миру, «Потому что Бог во Христе примирил с Собой мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19).
***
В-третьих, христианская антропология должна напомнить Церкви и миру о том, что творение не завершено, что впереди не «конец света», а новое творение. Нас ожидает новый мир (по словам апостола Петра, «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли» (2 Петр. 3:13), и мы сами будем новыми – в единстве с Богом и в причастности Его жизни. Важной истиной является то, что первое творение в Адаме уступает место новому творению в Христе. Согласно апостолу Павлу, «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2:10).
Творение продолжается во Христе, Он не только спасает, но и дает начало новому человеку, новому миру, новой жизни. Эта перспектива оправдывает жизнь человека, его лучшие духовные и социальные устремления, творчество, личное развитие. У человека не остается времени на ожидание конца света или страхи по поводу оного. Его заданием от Бога становятся «добрые дела» в Церкви и мире. Мы должны напомнить себе об этом задании, поощряя христиан к активности в милосердии и проповеди. Мы также должны напомнить о перспективе «нового творения» миру, чтобы люди знали и понимали благой Божий план относительно будущего, и боялись более Бога, нежели «конца света».

***
Как мы видим, антропология и миссиология переходят друг в друга. Темы творения по образу Божьему, Воплощения и нового творения могут быть прочитаны и в сугубо богословском, и в миссиологическом ключе. Эти примеры хорошо иллюстрируют внутреннюю целостность христианского вероучения.
Таким образом, христианская миссия в современном мире должна строиться не на приспособлении к изменчивому обществу, но на развитии библейско-богословских основоположений, на проповеди важнейших евангельских истин, не продающихся в супермаркетах и доступных лишь как благой дар, как Радостная Весть, как спасительное Слово.

Примечание

1. Вот как сам митрополит Антоний описывает свою «веру в человека»: «Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы "Украина" поставил мне вопрос: "Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то – во что Он верит?" И я ему ответил: "Бог верит в человека". Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить – значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это – верить в человека» (Митрополит Антоний Сурожский. Во что верит Бог? // Электронный ресурс: http://www.pravmir.ru/vo-chto-verit-bog/ ).



author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no