no
4/Вера/slider

Церковь и Царство в богословии постсоветских протестантов. Часть 3

Комментариев нет

Документы конфессий: Царство есть, но места мало
В целом, если говорить о Церкви ЕХБ, то она руководствуется еще “советским”, т.е. принятым в советское время и впитавшим его дух, вероучением. “Вероучительные основы ЕХБ” 1985 года говорят о Церкви в перспективе Царства очень мало: “Мы веруем, что Церковь Христова не от мира сего…  Отделение церкви от государства отвечает принципам Евангелия» [3, 23]. В то же время есть довольно сильный тезис: «Христиане обязаны посредством благочестивой жизни и молитвы бороться со всяким злом в жизни общества, содействую торжеству  добра.., свободы.., справедливости.., мира для всех людей» [3, 22-23], который оставляет возможность активной позиции в борьбе за ценности Царства в обществе.
Собственно о Царстве нет ни единого (!) упоминания. Согласно этому «каноническому» вероучению ЕХБ, в конце будет «восхищение Церкви» и «встреча ее со Христом в облаках», «судилище Христово для спасенных» и «праведный суд Божий перед Великим белым престолом», а затем наступит «вечность» [3, 22]. Вместо Царства – «вечность». Вместо созидания – «восхищение».
На этом фоне «Социальная позиция протестантских церквей России» выглядит намного прогрессивнее, хотя не лишенной двусмысленностей. Так разделе «Церкви и общественно-политическая жизнь» мы читаем: «Миссия Церкви – распространять Царство Небесное на земле и Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Это, однако, не означает, что верующие люди отделены от жизни общества… В Библии есть немало примеров того, как верующие, занимая важные посты в государстве, становились благословением для страны (Бытие 41:41, Даниила 6:1-3)» [16, 19]. С одной стороны, Царство и Евангелие здесь отделяются как инаковые. С другой стороны, они могут воплощаться в служении верующих на «важных постах» и «благословении для страны». Впрочем, остается неясным, примеры Иосифа и Даниила даны как исключения из правила, или как ориентир для подражания. В разделе «Церкви и государство» снова встречаем упоминание Царства и Евангелия, но в отношении с государством они описываются скорее согласно логике различения, чем воплощения: «Церковь и государство имеют различные цели и задачи. Церковь призвана проповедовать Евангелие и утверждать принципы Царства Божьего. Государство – институт права, порядка и подавления зла» [16, 17]. Здесь Церковь служит Царству, утверждая его духовные и моральные принципы, но не покушается на государственный и социальный порядок (в этом смысле «Вероучительные основы ЕХБ», призывающие к «борьбе со всяким злом в жизни общества», остаются более радикальными). Присутствует разделение сфер влияния: Церкви и Царству отдается духовная сфера, а государству – социально-политическая. Да, интеграция возможна, но в редких случаях, когда нужно стать Иосифом или Даниилом.
Примечательно, что эти же тезисы (как и почти все другие положения «Социальной позиции») встречаются в «Социальной доктрине евангельских христиан Украины» [14, 24-25]. Целые параграфы из документа российских братьев скопированы без всяких ссылок, и это может значить, что в данных вопросах есть твердое духовное единство, вся же разница лишь в названии стран – в одном документе речь идет о России, в другом об Украине.
В «Социальной концепции евангельских христиан церквей Кыргызской республики» о Царстве нет ни слова, хотя понятие о Церкви пропитано кенотическими смыслами Царства:  «Церковь представляет собой новое альтернативное общество и призвана строить свое социальное устройство, подражая Иисусу Христу в Его кенозисе, проявляя такие нравственные нормы как сострадание и миротворчество. Однако задача церкви не только в том, чтобы заботиться о внутреннем устройстве альтернативного общества… Церковь призвана сделать доступным для каждого человека известие о том, что в Иисусе Христе есть возможность восстановления гармонии между человеком и Богом, человеком и человеком, а также человеком и природой [15, 9-10]. Здесь выделены те черты (сострадание и миротворчество), которые не должны вызывать конфликта царств, напряжения с царством земным. При этом акцентируется альтернативность и универсальность Церкви, которая тем самым выводится в масштаб Царства.
Содержательные тезисы о проявлении Царства в современной жизни встречаем в «Основах вероучения РОС ХВЕ»: «Царство Божье, о котором говорил Иисус Христос, затрагивает все сферы жизни человека и общества. Другими словами, Господь вовлечен в судьбы мира и историю человечества. А потому мы, как христиане, призваны принимать активное участие в социальной, экономической,  культурной и политической жизни» [10, 22].  Активное участие конкретизируется в профессиональном призвании: «Добросовестный и творческий труд в соответствии с личным призванием и дарами есть способ служения Господу и утверждения Его Царства в этом мире» [10, 21]. Здесь любой, не только духовный, труд, преображающий мир к лучшему, оправдывается как дело Царства. Здесь Бог и человек активно действуют и взаимодействуют вне Церкви, «в судьбах мира».

Интересно сравнить этот документ с «Основами вероучения Церкви ХВЕ Украины», где, с одной стороны, дается расширенная трактовка миссии Церкви как дела каждого («В процессе благовестия должны участвовать все христиане, ведь речь идет не только о тех, кто служит проповедью, но и о тех, кто может свидетельствовать о Господней милости в своей жизни»; с другой стороны, вводится иерархия призваний, потому что именно «евангелизация – самая благородная работа каждого христианина» [11, 155]. Выходит, что «участие всех» и «свидетельство жизнью» к Царству не выводят, ограничиваются поместной церковью: «Проводится евангелизация на базе поместной церкви» [11, 152]. Царству здесь места нет, для внецерковных призваний и действий горизонт закрыт.

To be continued
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no