Документы
конфессий: Царство есть, но места мало
В целом, если говорить о Церкви ЕХБ, то она руководствуется еще
“советским”, т.е. принятым в советское время и впитавшим его дух, вероучением.
“Вероучительные основы ЕХБ” 1985 года говорят о Церкви в перспективе Царства
очень мало: “Мы веруем, что Церковь Христова не от мира сего… Отделение церкви от государства
отвечает принципам Евангелия» [3, 23]. В то же время есть довольно сильный
тезис: «Христиане обязаны посредством благочестивой жизни и молитвы бороться со
всяким злом в жизни общества, содействую торжеству добра.., свободы.., справедливости.., мира
для всех людей» [3, 22-23], который оставляет возможность активной позиции в
борьбе за ценности Царства в обществе.
Собственно о Царстве нет
ни единого (!) упоминания. Согласно этому «каноническому» вероучению ЕХБ, в конце
будет «восхищение Церкви» и «встреча ее со Христом в облаках», «судилище
Христово для спасенных» и «праведный суд Божий перед Великим белым престолом», а
затем наступит «вечность» [3, 22]. Вместо Царства – «вечность». Вместо
созидания – «восхищение».
На этом фоне «Социальная
позиция протестантских церквей России» выглядит намного прогрессивнее, хотя не
лишенной двусмысленностей. Так разделе «Церкви и общественно-политическая
жизнь» мы читаем: «Миссия Церкви – распространять Царство Небесное на земле и
Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Это, однако, не означает, что верующие
люди отделены от жизни общества… В Библии есть немало примеров того, как
верующие, занимая важные посты в государстве, становились благословением для
страны (Бытие 41:41, Даниила 6:1-3)» [16, 19]. С одной стороны, Царство и
Евангелие здесь отделяются как инаковые. С другой стороны, они могут
воплощаться в служении верующих на «важных постах» и «благословении для
страны». Впрочем, остается неясным, примеры Иосифа и Даниила даны как
исключения из правила, или как ориентир для подражания. В разделе «Церкви и
государство» снова встречаем упоминание Царства и Евангелия, но в отношении с
государством они описываются скорее согласно логике различения, чем воплощения:
«Церковь и государство имеют различные цели и задачи. Церковь призвана
проповедовать Евангелие и утверждать принципы Царства Божьего. Государство –
институт права, порядка и подавления зла» [16, 17]. Здесь Церковь служит
Царству, утверждая его духовные и моральные принципы, но не покушается на
государственный и социальный порядок (в этом смысле «Вероучительные основы ЕХБ»,
призывающие к «борьбе со всяким злом в жизни общества», остаются более
радикальными). Присутствует разделение сфер влияния: Церкви и Царству отдается
духовная сфера, а государству – социально-политическая. Да, интеграция
возможна, но в редких случаях, когда нужно стать Иосифом или Даниилом.
Примечательно, что эти
же тезисы (как и почти все другие положения «Социальной позиции») встречаются в
«Социальной доктрине евангельских христиан Украины» [14, 24-25]. Целые
параграфы из документа российских братьев скопированы без всяких ссылок, и это
может значить, что в данных вопросах есть твердое духовное единство, вся же
разница лишь в названии стран – в одном документе речь идет о России, в другом
об Украине.
В «Социальной концепции
евангельских христиан церквей Кыргызской республики» о Царстве нет ни слова,
хотя понятие о Церкви пропитано кенотическими смыслами Царства: «Церковь представляет собой новое
альтернативное общество и призвана строить свое социальное устройство, подражая
Иисусу Христу в Его кенозисе, проявляя такие нравственные нормы как сострадание
и миротворчество. Однако задача церкви не только в том, чтобы заботиться о
внутреннем устройстве альтернативного общества… Церковь призвана сделать
доступным для каждого человека известие о том, что в Иисусе Христе есть
возможность восстановления гармонии между человеком и Богом, человеком и
человеком, а также человеком и природой [15, 9-10]. Здесь выделены те черты
(сострадание и миротворчество), которые не должны вызывать конфликта царств,
напряжения с царством земным. При этом акцентируется альтернативность и
универсальность Церкви, которая тем самым выводится в масштаб Царства.
Содержательные тезисы о
проявлении Царства в современной жизни встречаем в «Основах вероучения РОС ХВЕ»:
«Царство Божье, о котором говорил Иисус Христос, затрагивает все сферы жизни
человека и общества. Другими словами, Господь вовлечен в судьбы мира и историю
человечества. А потому мы, как христиане, призваны принимать активное участие в
социальной, экономической, культурной и
политической жизни» [10, 22]. Активное участие
конкретизируется в профессиональном призвании: «Добросовестный и творческий
труд в соответствии с личным призванием и дарами есть способ служения Господу и
утверждения Его Царства в этом мире» [10, 21]. Здесь любой, не только духовный,
труд, преображающий мир к лучшему, оправдывается как дело Царства. Здесь Бог и
человек активно действуют и взаимодействуют вне Церкви, «в судьбах мира».
Интересно сравнить этот
документ с «Основами вероучения Церкви ХВЕ Украины», где, с одной стороны,
дается расширенная трактовка миссии Церкви как дела каждого («В процессе
благовестия должны участвовать все христиане, ведь речь идет не только о тех,
кто служит проповедью, но и о тех, кто может свидетельствовать о Господней
милости в своей жизни»; с другой стороны, вводится иерархия призваний, потому
что именно «евангелизация – самая благородная работа каждого христианина» [11,
155]. Выходит, что «участие всех» и «свидетельство жизнью» к Царству не
выводят, ограничиваются поместной церковью: «Проводится евангелизация на базе
поместной церкви» [11, 152]. Царству здесь места нет, для внецерковных
призваний и действий горизонт закрыт.
To be continued
Комментариев нет
Отправить комментарий