-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Церковь и Царство в богословии постсоветских протестантов. Часть 3

Комментариев нет

Документы конфессий: Царство есть, но места мало
В целом, если говорить о Церкви ЕХБ, то она руководствуется еще “советским”, т.е. принятым в советское время и впитавшим его дух, вероучением. “Вероучительные основы ЕХБ” 1985 года говорят о Церкви в перспективе Царства очень мало: “Мы веруем, что Церковь Христова не от мира сего…  Отделение церкви от государства отвечает принципам Евангелия» [3, 23]. В то же время есть довольно сильный тезис: «Христиане обязаны посредством благочестивой жизни и молитвы бороться со всяким злом в жизни общества, содействую торжеству  добра.., свободы.., справедливости.., мира для всех людей» [3, 22-23], который оставляет возможность активной позиции в борьбе за ценности Царства в обществе.
Собственно о Царстве нет ни единого (!) упоминания. Согласно этому «каноническому» вероучению ЕХБ, в конце будет «восхищение Церкви» и «встреча ее со Христом в облаках», «судилище Христово для спасенных» и «праведный суд Божий перед Великим белым престолом», а затем наступит «вечность» [3, 22]. Вместо Царства – «вечность». Вместо созидания – «восхищение».
На этом фоне «Социальная позиция протестантских церквей России» выглядит намного прогрессивнее, хотя не лишенной двусмысленностей. Так разделе «Церкви и общественно-политическая жизнь» мы читаем: «Миссия Церкви – распространять Царство Небесное на земле и Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Это, однако, не означает, что верующие люди отделены от жизни общества… В Библии есть немало примеров того, как верующие, занимая важные посты в государстве, становились благословением для страны (Бытие 41:41, Даниила 6:1-3)» [16, 19]. С одной стороны, Царство и Евангелие здесь отделяются как инаковые. С другой стороны, они могут воплощаться в служении верующих на «важных постах» и «благословении для страны». Впрочем, остается неясным, примеры Иосифа и Даниила даны как исключения из правила, или как ориентир для подражания. В разделе «Церкви и государство» снова встречаем упоминание Царства и Евангелия, но в отношении с государством они описываются скорее согласно логике различения, чем воплощения: «Церковь и государство имеют различные цели и задачи. Церковь призвана проповедовать Евангелие и утверждать принципы Царства Божьего. Государство – институт права, порядка и подавления зла» [16, 17]. Здесь Церковь служит Царству, утверждая его духовные и моральные принципы, но не покушается на государственный и социальный порядок (в этом смысле «Вероучительные основы ЕХБ», призывающие к «борьбе со всяким злом в жизни общества», остаются более радикальными). Присутствует разделение сфер влияния: Церкви и Царству отдается духовная сфера, а государству – социально-политическая. Да, интеграция возможна, но в редких случаях, когда нужно стать Иосифом или Даниилом.
Примечательно, что эти же тезисы (как и почти все другие положения «Социальной позиции») встречаются в «Социальной доктрине евангельских христиан Украины» [14, 24-25]. Целые параграфы из документа российских братьев скопированы без всяких ссылок, и это может значить, что в данных вопросах есть твердое духовное единство, вся же разница лишь в названии стран – в одном документе речь идет о России, в другом об Украине.
В «Социальной концепции евангельских христиан церквей Кыргызской республики» о Царстве нет ни слова, хотя понятие о Церкви пропитано кенотическими смыслами Царства:  «Церковь представляет собой новое альтернативное общество и призвана строить свое социальное устройство, подражая Иисусу Христу в Его кенозисе, проявляя такие нравственные нормы как сострадание и миротворчество. Однако задача церкви не только в том, чтобы заботиться о внутреннем устройстве альтернативного общества… Церковь призвана сделать доступным для каждого человека известие о том, что в Иисусе Христе есть возможность восстановления гармонии между человеком и Богом, человеком и человеком, а также человеком и природой [15, 9-10]. Здесь выделены те черты (сострадание и миротворчество), которые не должны вызывать конфликта царств, напряжения с царством земным. При этом акцентируется альтернативность и универсальность Церкви, которая тем самым выводится в масштаб Царства.
Содержательные тезисы о проявлении Царства в современной жизни встречаем в «Основах вероучения РОС ХВЕ»: «Царство Божье, о котором говорил Иисус Христос, затрагивает все сферы жизни человека и общества. Другими словами, Господь вовлечен в судьбы мира и историю человечества. А потому мы, как христиане, призваны принимать активное участие в социальной, экономической,  культурной и политической жизни» [10, 22].  Активное участие конкретизируется в профессиональном призвании: «Добросовестный и творческий труд в соответствии с личным призванием и дарами есть способ служения Господу и утверждения Его Царства в этом мире» [10, 21]. Здесь любой, не только духовный, труд, преображающий мир к лучшему, оправдывается как дело Царства. Здесь Бог и человек активно действуют и взаимодействуют вне Церкви, «в судьбах мира».

Интересно сравнить этот документ с «Основами вероучения Церкви ХВЕ Украины», где, с одной стороны, дается расширенная трактовка миссии Церкви как дела каждого («В процессе благовестия должны участвовать все христиане, ведь речь идет не только о тех, кто служит проповедью, но и о тех, кто может свидетельствовать о Господней милости в своей жизни»; с другой стороны, вводится иерархия призваний, потому что именно «евангелизация – самая благородная работа каждого христианина» [11, 155]. Выходит, что «участие всех» и «свидетельство жизнью» к Царству не выводят, ограничиваются поместной церковью: «Проводится евангелизация на базе поместной церкви» [11, 152]. Царству здесь места нет, для внецерковных призваний и действий горизонт закрыт.

To be continued

Комментариев нет

Отправить комментарий

no