no
4/Вера/slider

Церковь и Царство в богословии постсоветских протестантов. Часть 4

Комментариев нет

Церковь и Царство в конфликте перспектив
Как правило, нецерковные призвания и сферы, как и перспективу Царства в целом, отстаивают те, кто имеют опыт «мирской» профессии. Так пастор Сергей Санников, по совместительству богослов, социолог и историк, выступает адвокатом «всеобщего священства» – известного, но не практикуемого принципа: «Не отрицая церковных форм служения, Библия настойчиво подчеркивает необходимость участия всех без исключения христиан в практическом служении Господу, провозглашая принцип «всеобщего священства» (1 Пет. 2:9; Отк. 1:6, 5:10) [18, 253].
По мнению пастора Михаила Дубровского принцип «всеобщего священства» работает не только на внецерковные призвания, но и на церковные, а именно – помогает преодолевать соблазнительную маргинальность и возвращает Церковь к ответственному влиянию: «Верность Христу не подразумевает быть непременно «с краю, на обочине», поскольку такое отношение к обществу хотя и позволяет «хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27), однако не дает возможности влиять на мир, заквашивая его Царством Божьим… Такая позиция всегда приводит к потере видения и миссии, к фактическому отказу от будущего. В самом деле, есть «титульная конфессия», которая отвечает за духовную ситуацию в стране. Мы на такое влияние претендовать отказываемся» [6, 399].
Выходит, если мы отказываемся от влияния, мы отказываемся от перспективы Царства и от полноценной миссии Церкви, возможной лишь в этой перспективе.
Поэтому Церковь должна найти и понять себя в перспективе Царства Божьего. В то же время ряд миссиологов предлагает обратную перспективу – когда Царство видится в перспективе Церкви. «Любая миссия Бога должна включать в себя миссию церкви. Это не значит, что в истории Бог не действовал вне церкви. Речь о том, что в Божьих планах церковь играет важнейшую роль. Если же по каким-либо причинам Бог осуществляет свою миссию вне церкви, это не есть идеальный план Бога. Чаще всего такое происходило по причине отсутствия чуткости церкви к своему призванию» [17, 160], - уверяет Владимир Убейволк. И все же, предписания вроде «миссия Бога должна» (!) и критика Божьего плана внецерковных действий («это не есть идеальный план Бога») выглядят несколько вызывающе.
Его позицию удачно корректируют соавторы первой русскоязычной монографии по миссилогии. Пастор Александр Шумилин определяет Церковь через ее миссию, а ее миссию через миссию Бога: «Суть миссии Бога – привести (вернуть) людей в свое царство…. Миссия Бога предполагает участие в ней церкви в свое контексте (Деян. 11:19-21, 1 Кор. 9:19-27)» [19, 63]. Его примеры разных контекстов подтверждают, что Бог действовал нестандартно и провоцировал первую Церковь выходить за свои границы. Церковь послушно участвовала в том, что делал Бог – суверенно, творчески, вызывающе.
В чем же конечная цель, достойная и для миссии Церкви, и для миссии Бога? Здесь миссиолог Иван Русин напоминает, что «В свете Missio Dei конечной целью мисси является слава и владычество Бога – Царство Небесное. Через Свою миссию Бог демонстрирует власть над историей, наделяет историю смыслом и ведет ее к подлинному завершению, которым является Царство Божье. Божья миссия, таким образом, - нечто большее, чем искупление людей, но вместе с этим, преобразование всего творения в соответствие с изначальной интенцией» [13, 18].
Пара Церковь-Царство здесь связывается с парой искупление-преобразование. Соответственно, речь идет о властном переустройстве всей полноты реальности, не только церковной и не только духовной.
В таком смысловом контексте становится ясно, что Церковь не может быть самостоятельной и самодостаточной: «Являясь орудием Божьей миссии, Церковь должна постоянно пребывать в мире, будучи не от мира. Церковь, которая бежит из мира, лишает себя способности и возможности быть своевременным голосом Бога в светском обществе, быть предощущением Царства Божьего» [13, 20]. Напротив, «Через целостное служение Церковь не только возвещает Евангелие Царства, но и в определенной мере актуализирует его, являя людям альтернативу иного качества жизни – жизни Царства Божьего» [13, 25].

Итак, Церковь – «предощущение Царства», «в определенной мере актуализация его», «альтернатива иного качества жизни». Она – «орудие», поэтому она «должна». Она служит Христу и Его Царству, поэтому следует за ними, в их перспективе.

To be continued
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no