risu.org.ua
Война против Украины ведется сразу на нескольких фронтах. Один из них – религиозный. Начиналось все не с него. Но если война закончится, то именно на религиозном фронте. Именно христианским конфессиям предстоит сыграть ключевую роль в примирении регионов, стран и народов.
Война против Украины ведется сразу на нескольких фронтах. Один из них – религиозный. Начиналось все не с него. Но если война закончится, то именно на религиозном фронте. Именно христианским конфессиям предстоит сыграть ключевую роль в примирении регионов, стран и народов.
Насколько тема межцерковных отношений для
Украины является критически, жизненно важной, настолько же – болезненной. Судьба
страны зависит от церкви, но церковь разделена – на патриархаты, конфессии,
внутренние фракции. И страна разделена. Если церковь сможет восстановить свое
единство, найти свой рецепт примирения и показать его в действии, то тогда, и
только тогда, она будет полезна разделенному обществу.
На сегодняшний момент нам хвалиться нечем.
До российско-украинской войны была надежда, что Украина нашла свою модель
межконфессиональных отношений. Но война показала хрупкость, нестабильность,
конъюнктурность этих отношений.
Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций (ВРЦіРО),
оставшийся в наследство от довоенных времен, - всего лишь символ
неоправдавшихся надежд. На самом деле, отношений нет. И дело не только в том,
что все это время УПЦ МП демонстративно
выделяла себя и противопоставляла. Вопрос более принципиальный – в
совместимости нашего почвенного православия с плюралистической моделью
межконфессиональных отношений. Понятно, что если РПЦ не признает документы
Всеправославного Собора, то «раскольников, униатов и сектантов» (т.е. всех
не-своих) – подавно.
Это болезненный, но необходимый исходный пункт
в наших размышлениях: украинская модель межцерковных отношений больше не
работает. Наши попытки украинизировать и демократизировать православие, чтобы
сделать его совместимым с другими украинскими церквями, оказались сколь
наивными, столь безуспешными. Украина в самом деле расколота, и вопрос «языка»
или «Москвы» – не главный. Основной и наиболее глубокий раскол – между западным
и восточным христианством, византийско-московской и католическо-протестантскими
традициями.
Раньше мы представляли украинское
христианство как христианский синтез Востока и Запада, но сегодня
пора признать, синтез – из категории желаемого, а по факту имеем ситуацию
обостренного противостояния. Если и есть украинская мирная плюралистичная
модель, то православие явно из нее выпадает.
То, что
Верховная Рада вынуждена была рассматривать взрывоопасные законопроекты №4511 и №4128
говорит лишь об одном: православный вопрос стал вопросом национальной
безопасности. Некоторые протестантские блоггеры уже поспешили заявить, что
принятие этих законопроектов откроет дверь православной реформации – очистит
церковь от “мертвых душ”, оживит общинную жизнь, оторвет от Москвы, сблизит с
украинским обществом, приучит считаться с мнением других конфессий.
Очевидно,
что вопрос двумя законопроектами не решается, но с чего-то начинать нужно. И
здесь я хочу добавить несколько богословских идей.
Возможность
и необходимость христианского единства определяются тринитарным богословием. А
это значит, что здесь не
обойтись без особого опыта Духа Святого, в Котором только и возможно
христианское единство. Это значит, что отношения конфессий будут определяться
не спорами о филиокве или индульгенциях, но реальным и современным опытом
сопричастности в Духе. Как замечает протестантский богослов Юрген Мольтман,
именно общий опыт Духа создает пространство, в котором разные могут быть
вместе, в котором не тесно никому: «В опыте ruah божественность
переживается не только как личность и не только как сила, но и как пространство, а именно как пространство
свободы… Если Дух Божий воспринимается как такое широкое, открытое жизненное
пространство творения, тогда становится понятной локализация опыта Бога: люди
живут «в Духе Божьем» и воспринимают
Бога пространственно как «широту» (3, 52)
Но что пытаемся сделать мы, люди разных
конфессий? Мы пытаемся сузить эту широту и вместить ее в свое русло, свою
традицию. Мы создаем свое пространство, закрываем его от других, но также и от
Духа.
Вот свежий пример от предстоятеля УПЦ КП,
доныне известного своей любезностью к протестантам. «Мы видим очень много
позитивного в Реформации.., но все это является временным, все это относится к
земной жизни.. Но сказать, что благодати Святого Духа… там нет, я не могу. Потому что апостол Павел говорит,
что кто имеет веру, то имеет благодать Святого Духа. Но сказать, что Реформация
сберегла апостольское учение, учение святых отцов, учение Церкви семи вселенских
соборов, я не могу. Потому что они все это отбросили», - заявил он в интервью 5
каналу*. Очевидно, что такие заявления не делают чести
украинскому православию. К тому же обвинения в отсутствии каноничности и
преемства нередко звучат и в его адрес.
Вместо апелляций к истории лучше
апеллировать к вещам более практическим. Кейптаунский символ веры Лозаннского
движения, общий для евангельских течений самых разных традиций, гласит так:
«Самым сильным и убедительным доказательством истинности Евангелия служит
единство и любовь между верующими христианами, царящая невзирая на
установленные миром границы – расовое деление, деление по цвету кожи,
социальному статусу, экономическим привилегиям или политической принадлежности.
Однако ничто так не подрывает наше свидетельство, как отражение и усиление тех
же самых разногласий внутри нашего сообщества» (2, 26).
К сожалению, христианское сообщество,
призванное быть моделью для будущего, отражает все противоречия общества. И
наша украинская ситуация подтверждает это печальное наблюдение. Цветущая
сложность без любви, свободы и Духа легко превращается в непримиримое
соперничество. И тогда «Разобщенной
церкви нечего сказать разобщенному миру» (2, 66).
По замыслу Основателя Церкви, христианское
единство должно было стать христианским вызовом миру. Но сегодня этот
христианский вызов – вызов самому же христианству. Люди не узнают в нас Его учеников, не узнают
в нас Его, потому что не видят отношений любви между нами (Ин. 13:35). То, что
должно было стать самым сильным свидетельством, становится постыдной неудачей.
Даже там, где мы пытаемся что-то изменить,
не всегда начинаем правильно. Два современных конфессиональных проекта
демонстрируют неудачу уже на уровне понимания единства – я имею ввиду юбилей
Реформации и проект «единой поместной Церкви».
Для многих Реформация напоминает не только
об успехах протестантов в истории культуры и цивилизации, сколько о случившемся
расколе и утраченном единстве. Желание отмечать это событие в сугубо конфессиональной
подаче лишь добавляет горечи. Отмечать надо, но так, чтобы это послужило дело
единства, всей Церкви в целом.
Навязчивая «идея единой поместной церкви»
– о том же, о желании понимать единство и достигать его так, чтобы отмежеваться
от всех прочих еще больше. Еще раз: все это вовсе не действительном желании
единства, а о присвоении бренда «единой» и последующем исключении всех прочих.
Но ведь именно отношение к «прочим» - показатель нашей христианской
состоятельности.
Не может быть верности Христу как Главе
Церкви без верности ее единству. Об этом хорошо сказал богослов Мирослав Вольф:
«Мы должны взглянуть на себя и на свое понимание будущего с Богом глазами
христиан из других культур, прислушаться к ним, дабы убедиться, что голос нашей
собственной культуры не заглушил голос Иисуса Христа, единого Слова Божьего. К
Барменскому призыву хранить верность владычеству Иисуса Христа следует добавить
и преданность экуменическому сообществу Христа» (1, 51).
В этом смысле девиз миссиологов
Лозаннского движения остается благим пожеланием, хотя нет – отчаянным призывом:
«Вся церковь – все Евангелие всему миру». Весь мир услышит полноту Евангелия не
раньше, чем «наша» церковь станет частью «всей».
Здесь единство – не включенность или
подчиненность общей структуре, но качество и дух отношений. Никто не должен
отказываться от своей традиции и куда-то переходить. В то же время все должны
искать общего, как «добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1
Петра 4:10).
Это применимо не только к миссии Церкви,
но и к ее социальной позиции. Лишь единство Церкви как Церкви вселенской
наделяет ее особым характером, творчеством и силой быть Церковью национальной. Государственный
протекционизм может лишь минимизировать антиукраинскую деятельность отдельных
конфессий, но не сможет изменить их политическое богословие и способ жизни.
Изменить отдельно взятую церковь может лишь возвращение в полноту церковного
общения. Пока московское православие будет противопоставлять себя всему и всем,
ничего хорошего ожидать не приходится. Но то же справедливо и по отношению к
православию украинскому, которое сводится почти полностью к теме местного
патриотизма. Лишь в единстве – не только православном («православное единство»
- лишь часть большего, никак не целое), но общехристианском (включающем не
только конфессиональных «ближних», но и «дальних»), - изживаются комплексы
изоляционизма и все сопутствующие болезни. Лишь церковь, единая с Церковью,
может быть авторитетной и полезной для своего разделенного общества.
Литература
1. Вольф М.
Презрение и принятие. Богословские размышления о самосознании, восприятии
Другого и примирении. – Черкассы: Коллоквиум, 2014.
2. Кейптаунские
положения. Символ веры и призыв к действию. – Нижний Новгород: АГАПЕ, 2011.
3. Мольтман Ю.
Дух жизни. Целостная пневматология. – М.: ББИ, 2017.
* “Ми бачимо дуже багато
позитивного в Реформації.., але все це є тимчасове, все це стосується земного
життя... Але сказать, що благодаті Святого Духа... нема там, я не можу. Тому що
апостол Павло каже, хто має віру, той має благодать Святого Духа. Але сказать,
що Реформація зберігла апостольске вчення, вчення святих отців, вчення Церкви
семи вселенських соборів, я не можу. Бо вони все це відкинули”
(Святкування 500-річчя
Реформації в Україні // Діалоги з Патріархом - 21.05.17.
https://www.youtube.com/watch?v=dZ18868mbNw&app=desktop)
Комментариев нет
Отправить комментарий