no
4/Вера/slider

От Лютера до Баха

Комментариев нет



От Лютера до Баха – один шаг. Разделенные двумя столетиями, они жили в одной и той же картине мира, питались одними и теми же духовными источниками. В конце концов, у них на столе лежала одна и та же Библия (даже две – на латыни и на немецком).
Объединяла их не только вера, но и любовь к музыке. Эта любовь была связана с верой в Бога, который щедро одарил человека и приобщил к Своему творчеству.
Лютер не только любил музыку как «бесценное, врачующее, радостное Божье творение”, но и сочинял ее сам. Особенно он любил хоралы и написал около тридцати собственных, известнейший из которых – “Ein feste Burg ist unserGott» («Господь наш — оплот»). 

В предисловии к “Виттенбергскому песеннику” Лютер писал: “То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину <…> Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими [авторами] составил несколько духовных песен. <…> Они положены на четыре голоса потому только, что я очень хотел, чтобы молодежь (которой так или иначе придется обучаться музыке и другим подлинным искусствам) обрела нечто, с помощью чего она могла бы отставить прочь любовные серенады и похотливые песенки (bul lieder und fleyschliche gesenge) и вместо них научиться чему-то полезному, и притом чтобы благо сочеталось со столь желанной для молодых приятностью”.
Известно, что Бах хранил у себя и богословские сочинения Лютера, и собрание его хоралов. Для Баха, как и для Лютера, музыка была частью богослужения, откровения и богопознания, духовного труда, сотворчества человека и Бога.
Бог присутствовал в жизни и творчестве Баха как источник вдохновения и живой собеседник: «Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием».
Бог же был и конечным адресатом музыки: “Конечной целью и причиной всякой музыки должно быть только прославление Господа и укрепление духа. Если это не принимают во внимание, получается не музыка, а дьявольские вопли и монотонное хныканье”.
Его страшила как монотонность, так и какофония. Он любил полифонию, сложную гармонию, в которой каждому голосу есть свое уникальное место. Он любил порядок, но порядок сложный, богатый.
Музыка Баха – это высшая математика духа. До сих пор его обвиняют в математичности, холодности, скучной разумности. Но сам он не видел противоречия между гармонией чисел и души, разума и веры. Ведь он верил в Бога, который все соделал прекрасным и разумным, оставаясь при этом добрым, щедрым и милостивым. Здесь нет случайностей, но есть свобода, жизнь, глубина, многомерность. Потому музыка Баха - это не музыка мертвых формул, это приношение живому Богу. «Одному Богу слава» (Soli Deo gloria), «Иисус, помоги» (Jesu, juva), - эти авторские надписи на партитурах говорят о многом, говорят обо всем, это лучшие и кратчайшие пояснения всего его творчества.
Божественная гармония не скучная и не жестокая.  В ней не тесно. Музыка напоминает о настоящей жизни, о гармонии рая, которую мы утратили из-за своего греховного выбора. Путь назад лежит через сердце. И музыка открывает дверь сердца. Поэтому Бах подчеркивает: «Цель музыки — трогать сердца”.
И вновь хочется напомнить: музыка Баха – не простая музыка, музыка Баха – не просто музыка. Ее сложность не только математическая, но духовная. Она напоминает о серьезности, которой мы пренебрегаем; о высоте, пока не доступной; о красоте, еще не понятной.
Вот почему в этой музыке нужно слышать и видеть нечто большее, чем гениальные произведения, или как говорят в музыкальной школе, «вещи». Здесь требуется участие всех органов всех чувств, в том числе органов духовных. «Музыкальная восприимчивость до известной степени есть способность звукового видения, какого бы рода оно ни было: видение линий, идей, образов или событий. И даже там, где мы не подозреваем, присутствуют ассоциации идей <…> Так поступает Бах. Он наиболее последовательный представитель живописной музыки», - писал протестантский теолог, врач и органист Альберт Швейцер. 
В музыке Баха можно видеть целый мир, точнее целостный образ Божьего мира. То, что в обычной жизни мы видим разорванным и обезображенным, музыка Баха собирает в гармонию.
Об иконописи принято говорить как о богословии в красках. Это богословие зримое. О музыке Баха можно сказать как о богословии в нотах, звуках, паузах. Здесь мы слышим музыку о Боге, музыку от Бога, музыку Бога. Но слушая эту музыку, мы начинаем также видеть, видеть мир иначе, видеть его таким, как его видит Бог; видеть Бога в нем.
Эта музыка рождается из опыта встречи и общения с Богом, а потому способна передавать этот опыт, точнее путь к этому опыту, другим. «Бах почти заставляет меня поверить в Бога», - признавался художник Роджер Фрай.
Бах продолжает дело Лютера. Он утверждает личную веру в Бога и выражает ее в творчестве. Он верит в Бога, Который потрясает наше воображение, примиряя противоречия в гармонии; Который близок и велик, милостив и строг, мудр и справедлив.

Бог Лютера и Баха любит человека и приглашает его к совместному творчеству, чтобы вместе восстановить разрушенную гармонию жизни, слов и звуков. Открываясь этой гармонии, мы можем воскликнуть: «Если есть Бах, значит есть Бог!». Хотя на самом деле порядок обратный: есть Бог, а потому, и только потому, есть Бах. Без Бога не было бы Баха. И если гармония Баха так удивляет нас, то насколько чудесна гармония, задуманная Богом для нас и нашего мира.

При всем величии своего дара и подвига, Бах был скромным: «Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха”. Здесь мы находим прекрасный пример протестантской этики труда – в каждом деле нужно видеть призвание от Бога, тогда музыка будет больше музыка. В этом весь секрет Баха – много трудиться с верой и смирением, каждым звуком своей музыки возвращая миру гармонию и благодаря Бога за Его чудесный дар.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no