-->
no
Технологии Blogger.

Сообщение о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Реформация Церкви и реформация образования

Комментариев нет

За последний год мне не один раз приходилось слышать вопросы: а что Реформация предложила в области науки, экономики, искусства, образования, политики? Всякий раз я испытывал замешательство по одной простой причине: Реформация не готовилась как план с обдуманными задачами и предложениями. Реформация церкви не обязательно предполагала последовательность других реформаций, преобразования других сфер. Как верно замечает социолог Вольфганг Шлухтер, «Это было скорее непреднамеренным результатом сознательного действия в религиозной сфере. Т.е. в основании этого «духа» лежали ценностно-рациональные ориентации» (6, 266). Иными словам, здесь не стоит искать расчет или план. Здесь нужно искать, говоря словами социолога,  новые «ценности», но я предлагаю увидеть здесь даже большее - импульс духа или событие духа, которое происходит с нами, меняет нас, а затем и мир вокруг.
Влияния Реформации в названных сферах были результатами духовной революции, иногда результатами непреднамеренными и неожиданными, противоречивыми и трагичными.
И все же, образование и наука – это та сфера, где влияние Реформации ощущалось и ощущается даже недоброжелателями. Реформация начинается с университетского профессора. Уже один этот факт обязывает нас задуматься глубже о связи между Реформацией как импульсом и отголосками в образовании. Примечательно замечание Ярослава Пеликана: “Мартин Лютер не выступал как политический или церковный деятель, он выполнял свои обязанности как деятель академический, когда 31 октября 1517 года выпустил свои 95 тезисов, приглашая (или провоцируя) своих коллег и всех желающих принять участие в дискуссии “относительно силы индульгенций”. За несколько лет до того он уже наметил главное направление рефоматорского учения, подготовливая и читая лекции в Виттенбергском университете” (11, 36)[1].
Очевидно, что в этих события история образования и история церкви сходятся так, что Реформация влияет на гораздо большее, чем церковные или образовательные сферы, она определяет и дух, и способ нового мышления. Напомню, что среди базовых европейских ценностей социологи выделяют специфическую, практически ориентированную рациональность. И переломный момент в ее генеалогии совпадает по времени с Реформацией, когда «Было введено воспитание, которое радикально изменило отношение к профессиональному труду. Профессиональная деятельность, прежде всего профессиональный успех, обрела религиозную основу. То, как шли дела в повседневности профессионального труда, вдруг стало значимым для спасения» (6, 268).
Раньше призвание выводило за пределы мира, сейчас оно осуществлялось в преобразовании мира. Соответственно, задачей образования становится подготовка к осознанной реализации призвания внутри мира.
Об этом переломе в христианской культурной традиции печалуется Новалис. В своем знаменитом эссе «Европа и христианство» он говорит о гибели высокого католицизма и пришествии протестантского прагматизма: «Увядает прекрасный цветок его юности — вера и любовь, и уступает место более грубым плодам — знанию и собственности» (10).
То, что для романтиков кажется ругательными словами – «знание и собственность», - для новой эпохи становится главным содержанием. Доступные знания и личная собственность – основа новоевропейской цивилизации. И здесь связь университета и рынка, аудитории и цеха далеко не случайна..

Продолжение следует



[1] «Я вовсе не хотел этого делать и не хочу сейчас, - говорил он в 1530 году, поясняя, как стал реформатором, - я был вынужден занять эту позицию, когда вопреки собственной воле стал доктором Священного Писания (в 1512 году). С тех пор я, как доктор в общественном свободном университете, стал по указанию Папы и императора делать то, что должен делать доктор, распространяя Писание по всему миру и научая всех. Если я оказался на этой должности, я должен на ней оставаться и не могу отречься ее или оставить с чистой совестью» (11, 36-37).
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправка комментария

no