15 глава Четвертой книги Царств повествует о бесконечной серии дворцовых
переворотов в Иерусалиме и Самарии. Захарию убивает Селлум, Селлума - Менаим.
Факию убивает Факей, Осия – Факея.
Иудея и Израиль обречены в силу внутренней слабости и внешней угрозы.
Могучие Ассирийские цари грабят и уводят пленных. Скоро появятся и безжалостные
Вавилоняне.
На фоне упадка и обреченности борьба мелких царьков за троны выглядит
настоящим безумием. За что бороться, если все гибнет? Зачем нужен трон, если на
нем умирают так быстро и страшно?
Среди этой череды безумных царьков выделяются два имени – Азария и
Иоафам. Они правили в Иудее и делали
«угодное в очах Господним». При этом в обоих случаях историк отмечает
непоследовательность в их богоугодных делах: «Только высоты не были отменены:
народ совершал еще жертвы и курения на высотах» (4 Царств 15:4, 35).
В сравнении с грехами других царей «высоты» выглядят пустяком, и вовсе не
понятно, почему Бог наказывает наших положительных героев – Азарию «поразил
Господь проказой, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном
доме» (5), а во дни Иоафама «начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя
Сирийского, и Факея, сына Ремалиимна» (37).
Кажется так: чем лучше человек, тем больше Бог требует с него. Азария и Иоафам почти все делали правильно.
Но Бога «почти все» не удовлетворяет. Он знает: оставь высоты – возродятся и
вырастут и другие грехи.
Бог ожидает последовательности и полноты в наших добрых намерениях. А
потому поражает болезнями и войной. Чтобы цари и народы взыскали его всем
сердцем. Бог говорит Азарии и Иофаму: ты же знаешь, что осталось сделать,
почему остановился, почему не завершил начатое?
Или вовсю греши, или вовсю Богу служи. Но не тормози на полпути.
Комментариев нет
Отправить комментарий