Когда царь Иосия окреп, он решил навести порядок в доме. И начал с дома
Господнего, с «исправления повреждений».
Весь дом Израилев лежал в руине. Царя унижала политическая бепомощность и зависимость от соседей, весь народ устал от бесконечных экономических кризисов.
Но начинать реформы нужно было с самого главного – с восстановления дома Господнего, с обновления отношений царя и народа с их Богом.
Иосия начал «исправление повреждений» с камней, не понимая до конца, как далеко все зашло. Он дал серебро каменщикам и плотникам, доверил им реконструкцию храма. Но в процессе работ вскрылись более страшные повреждения, почти непоправимые утраты.
В пыли ремонтных работ первосвященник Хелкия нашел книгу закона. Судя по всему, о ней забыли не только цари и народ, но даже священники. Она могла лежать в заброшенном месте под грудой мусора. Или же могла быть спрятанной в тайнике – подальше от идолопоклонников.
Ясно одно: пока в храме Господнем стоял истукан Астарты, книга закона была под запретом. Ее потеряли или спрятали. Со временем о ней забыли. Никто не искал ее.
Теперь же эту книгу принесли царю и читали перед ним. Только тут Иосия понял, насколько страшны и глубоки "повреждения" в доме и душе: «Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои . И повелел царь… пойдите, вопросите Господа за меня и за народ» (4 Царств 22:11-13).
Кого вопрошать? Первосвященник никого не знал. Бог ответил через пророчицу: «Я услышал тебя.., не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие».
Уже было поздно спасать царство, возводить укрепления в столице и восстанавливать стены храма, но еще не было поздно спасти душу народа.
Поэтому царь Иосия собирает всех, от малого до большого, и читает им слова книги завета. Затем царь «заключил пред лицом Господним завет последовать Господу.., чтобы выполнить слова завета сего, записанные в книге сей». Не только царь, «весь народ вступил в завет». При этом все остатки идолов сожгли, всех жрецов разогнали или закололи.
Иерусалим было поздно спасать, но зато можно было вычистить дома и улицы от мерзостей идольских, от грехов народных. Мы долго читаем перечисление всех уничтоженных идолов. Иосия хорошо поработал. Он обратился к Господу «всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими». Вновь, как в древние светлые дни, царь с народом совершили пасху Господню.
Царь сделал все, что мог. Но после все этих «исправлений», мы встречаем слово «однако»: «Однако ж Господь не отложил великой ярости». Однако сам царь погибает от рук Египтян. Однако неумолимо близится Вавилонский плен. Однако поздно, слишком поздно спасать Иерусалим.
И все же, царь Иосия сделал важное дело, самое важное, какое мог сделать царь в той ситуации – вернул веру обреченному народу, спас его душу от идолов. Иерусалим будет разрушен, народ будет уведен в плен. Но слова книги закона Божьего останутся в сердцах. Память о Боге и завете с Ним будет жить. И этой памятью будет жить народ.
Мы не можем отменить Божьих судов, но мы можем вернуть Его Слово в центр нашей жизни, мы можем встретить беду с молитвой на устах. Мы не можем спасти дом, который должен рухнуть; царство, которое обречено; мир, который катится в бездну. Но мы можем спасти свою душу, изгнав идолов и обновив завет с Богом.
Весь дом Израилев лежал в руине. Царя унижала политическая бепомощность и зависимость от соседей, весь народ устал от бесконечных экономических кризисов.
Но начинать реформы нужно было с самого главного – с восстановления дома Господнего, с обновления отношений царя и народа с их Богом.
Иосия начал «исправление повреждений» с камней, не понимая до конца, как далеко все зашло. Он дал серебро каменщикам и плотникам, доверил им реконструкцию храма. Но в процессе работ вскрылись более страшные повреждения, почти непоправимые утраты.
В пыли ремонтных работ первосвященник Хелкия нашел книгу закона. Судя по всему, о ней забыли не только цари и народ, но даже священники. Она могла лежать в заброшенном месте под грудой мусора. Или же могла быть спрятанной в тайнике – подальше от идолопоклонников.
Ясно одно: пока в храме Господнем стоял истукан Астарты, книга закона была под запретом. Ее потеряли или спрятали. Со временем о ней забыли. Никто не искал ее.
Теперь же эту книгу принесли царю и читали перед ним. Только тут Иосия понял, насколько страшны и глубоки "повреждения" в доме и душе: «Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои . И повелел царь… пойдите, вопросите Господа за меня и за народ» (4 Царств 22:11-13).
Кого вопрошать? Первосвященник никого не знал. Бог ответил через пророчицу: «Я услышал тебя.., не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие».
Уже было поздно спасать царство, возводить укрепления в столице и восстанавливать стены храма, но еще не было поздно спасти душу народа.
Поэтому царь Иосия собирает всех, от малого до большого, и читает им слова книги завета. Затем царь «заключил пред лицом Господним завет последовать Господу.., чтобы выполнить слова завета сего, записанные в книге сей». Не только царь, «весь народ вступил в завет». При этом все остатки идолов сожгли, всех жрецов разогнали или закололи.
Иерусалим было поздно спасать, но зато можно было вычистить дома и улицы от мерзостей идольских, от грехов народных. Мы долго читаем перечисление всех уничтоженных идолов. Иосия хорошо поработал. Он обратился к Господу «всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими». Вновь, как в древние светлые дни, царь с народом совершили пасху Господню.
Царь сделал все, что мог. Но после все этих «исправлений», мы встречаем слово «однако»: «Однако ж Господь не отложил великой ярости». Однако сам царь погибает от рук Египтян. Однако неумолимо близится Вавилонский плен. Однако поздно, слишком поздно спасать Иерусалим.
И все же, царь Иосия сделал важное дело, самое важное, какое мог сделать царь в той ситуации – вернул веру обреченному народу, спас его душу от идолов. Иерусалим будет разрушен, народ будет уведен в плен. Но слова книги закона Божьего останутся в сердцах. Память о Боге и завете с Ним будет жить. И этой памятью будет жить народ.
Мы не можем отменить Божьих судов, но мы можем вернуть Его Слово в центр нашей жизни, мы можем встретить беду с молитвой на устах. Мы не можем спасти дом, который должен рухнуть; царство, которое обречено; мир, который катится в бездну. Но мы можем спасти свою душу, изгнав идолов и обновив завет с Богом.
Комментариев нет
Отправить комментарий