В эти пасхальные дни мы говорим о Боге слишком много слов. Во множестве
слов теряется смысл Воскресения.
Но сегодня на память приходят слова, в которых выражено все – радость
воскресения и вера в новую жизнь во Христе, признание своей слабости и
подчинение себя Божьей силе, откровение о Божественности Христа и поклонение
Ему как Господину.
Вот эти слова: «Господь мой и Бог мой!».
Это едва ли не самое сильное и краткое исповедание мы встречаем в Евангелии
от Иоанна. Но авторство этих слов
принадлежит другому. И если Иоанн эти слова приводит, значит считает очень
важными. В каком-то смысле эти слова важнее того, кто их сказал.
Это слова Фомы, того самого, которого мы пренебрежительно и по
недоразумению называем «неверующим». Они будто вылетели из уст того, от кого
никто никогда подобного не ожидал.
Иоанн вставляет это «Евангелие от Фомы» в свой собственный рассказ, и это
не случайно. На следующей странице мы
читаем о беседе Христа с Петром.
Обе встречи – лицом к лицу, честные, откровенные, глубоко личные. О чем
они? О том, как сокрушенные люди вновь обретают веру, на сей раз настоящую и
непобедимую. И о том, как ученики открывают в Христе Господа и Бога, Который знает
все, принимает нас такими, как мы есть, с нашим поучительным опытом сомнений и
страха, слабости и неверности.
Давайте еще раз прочитаем диалог Христа и Фомы.
«Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра
Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие
и уверовавшие» (Иоан. 20:27-29).
В этом диалоге меня удивляют три вещи.
Во-первых, Христос признает Фому верующим. Это высшая оценка для того, кого
называли «близнецом», «двоедушным», «человеком с двоящимися мыслями». Если
Христос признает его верующим, то кто мы такие, чтобы называть его неверующим?
Кому еще из нас Христос сказал: «Ты поверил»?
Во-вторых, вера Фомы связана с личным опытом. Фомы увидел раны и
прикоснулся к телу Христа. Он получил уникальный личный опыт, изменивший и
сопровождавший его до конца жизни. Кто еще из нас получил такой опыт близости к
Воскресшему?
В-третьих, Фомы говорит о Христе необычайно сильно, сильнее всех других
апостолов. При этом Фома исповедует свою веру предельно кратко и точно:
«Господь мой и Бог мой!». Кто из нас способен повторить это, понимая все
последствия своего исповедания? Кто готов назвать Христа не только учителем и
другом, но также Господином и Богом? Кто готов вверить себя без остатка? Фома
подтвердил свою веру мученической смертью. Он пронес свое личное свидетельство
до Индии и Китая.
Слова Фомы звучат во мне. Я думаю о Воскресшем как о Господине моем и Боге
моем.
Что это значит – переживать присутствие Христа спустя две тысячи лет как
вполне реальное здесь и сейчас? Как теперь жить? Как теперь верить?
И я говорю Ему: «Господь мой и Бог мой» еще до того, как Его увижу, как
прикоснусь к Нему, как услышу Его слово.
Он мой Бог и Господин – видимый и невидимый в опыте сомнений и дерзновении
веры, встречающий и сопровождающий, одаряющий смыслом жизни и спасающий от
страха смерти.
Я повторяю это исповедание Фомы как свое собственное, хотя понимаю, что у
меня другие встречи с Богом и другой маршрут.
Я повторяю это исповедание вслед за Фомой, потому что знаю, что это не он,
а я – «близнец», «двоящейся природы».
Я повторяю, потому что это краткое «Евангелие от Фомы» дает надежду, что и
я, подобно ему, не буду отвержен за свои колебания, но обрету силу веры, чтобы
отныне и навсегда жить и умереть для своего Господа и Бога.
Спасибо! Очень точно и четко выражены важные мысли!
ОтветитьУдалить