С детских лет я привык слышать о «халдеях» исключительно в пренебрежительном и враждебном тоне.
«Халдеи» - враги, люди мирские. Мы – люди Божьи. Нет ничего общего.
Но вот пророк Иеремия записывает интересные слова от Господа, которые должны изменить наше восприятие самих себя и «халдеев».
Первое слово произносит халдей Навузардан, начальник телохранителей царя Вавилонского. Это он взял и разрушил Иерусалим. Это он же освободил пророка из цепей.
И вот этот халдей говорит Иеремии:
«Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие,и навел его Господь и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили пред Господом и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это. Итак вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей, которые на руках твоих: если тебе угодно идти со мною в Вавилон, иди, и я буду иметь попечение о тебе; а если не угодно тебе идти со мною в Вавилон, оставайся. Вот, вся земля перед тобою; куда тебе угодно, и куда нравится идти, туда и иди» (Иер. 40:2-4).
О чем здесь речь?
О том, что случившееся – наказание Божье за непослушание.
О том, что иудеи были врагами сами себе, навлекая на себя погибель своими же действиями.
Здесь халдей признает, что его армия лишь выполняла порученное задание. И в знак своего послушания Богу халдей освобождает пророка. Иными словами, халдей говорит: я вам не враг, вы сами себе враги, хотите что-то понять – слушайте своих же пророков и не грешите перед Своим же Богом.
Далее Навузардан советует Иеремии пойти к Годолии, «которого царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими», и оставаться в том окружении, «или же идти, куда нравится идти» (5).
То есть халдей возвращает пророку полную свободу, обеспечивает продовольствием, вручает личный подарок.
До того пророк был в цепях. Теперь он свободен.
До того пророку закрывали рот. Теперь ему оказывают публичный почет и всемерную помощью.
Так кто есть кто? Кто друг, кто враг? Кто слушает Бога, а кто противится?
Свои соплеменники поступали с Иеремией как враги.
А враг-халдей поступил как свой.
Согласно преданию, Навузардан впоследствии принял веру иудеев.
Как оказывается, иудей иудею не всегда друг, а халдей не обязательно враг.
Да и вообще, если бы иудеи слушали Бога, у них бы не было врагов.
В этом смысл краткой проповеди Навузардана: перестаньте наконец обвинять халдеев, лучше разберитесь в своих отношениях с Богом.
Второе интересное слово произносит Годолия:
«не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо; а я останусь в Массифе, чтобы предстательствовать пред лицем Халдеев, которые будут приходить к нам; вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли» (9-10).
Здесь мы видим, что Бог выдвигает очень простое условие для выживания и процветания оставшегося в Иудее народа: служить Халдеям, которых Он привел для наказания и воспитания Своего народа.
Служить Халдеям – это вовсе не предательство, это форма послушания Богу, а значит это единственный путь к восстановлению и освобождению.
Нетрудно представить, какой ненавистью были полны сердца выживших. Они жаждали мести, они мечтали о крови халдеев больше, чем о мире для Иерусалима.
Но вот звучит слово, которое призывает не убивать и не умирать, но слушаться простых слов от Господа и жить: «не бойтесь служить Халдеям… и будет вам хорошо».
Вместо того, чтобы строить интриги и заговоры, точить ножи и мечи, оставшиеся в живых призываются к простому и созидательному труду: «собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших».
Служить Халдеям значит смириться с тем, что мы не контролируем ситуацию, что вернуть себе царство не получится.
Служить Халдеям значит понять, что наша судьба решается не в противостоянии врагам, но в послушании Богу.
Служить Халдеям значит настроиться на обычную жизнь и повседневный труд, доверяя Богу решение глобальных вопросов.
Служить Халдеям значит увидеть в них таких же людей, как мы, не лучше и не хуже.
Служить Халдеям значит видеть во всем происходящем Бога и подчиняться Его плану, несмотря на боль потерь и унижения нашей гордости.
Служить Халдеям значит доверять, что столь желанное освобождение достигается не силой нашего оружия, но глубиной смирения и полнотой послушания Богу.
Комментариев нет
Отправить комментарий