Пророк страдает втройне.
Во-первых, он страдает вместе с народом, он переживает все, происходящее с народом Израильским, как свою личную драму.
Во-вторых, он страдает от народа, он пророк непопулярный, приносящий плохие вести. Вместо смирения и раскаяния люди отвечают раздражением и злостью.
В-третьих, он страдает от того, что Господь говорит и совершает. Он хотел бы увидеть свет в конце тоннеля, но его жизнь и его эпоха окутаны мраком.
Пророк знает, что первые два вида страданий зависят от третьего. Он мало сетует на жестоких врагов или неверных соплеменников, он адресует свой плач, прежде всего, Богу, то есть тому, кто избрал и послал его, кто отвел ему эту роль «плачущего пророка».
Иеремия называет себя человеком, «испытавшим горе от жезла гнева Его» (Плач Иер. 3:1).
Но самое болезненное в этом горе то, что молитвы, просьбы, крики не дают ожидаемого результата: «когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою, каменьями преградил дороги мои» (8-9).
Самая усиленная молитва не приносила видимой пользы, не меняла ничего к лучшему, потому что Бог задерживал ее, блокировал «каменьями» все пути и планы, слова и мысли пророка.
Дошло до того, что тот, кто должен был внушать народу веру в Бога, устало сказал:
«Погибла сила моя и надежда моя на Господа» (18).
Но это еще не конец. Нет силы бороться и нет надежды на то, что Господь изменит ситуацию к лучшему здесь и сейчас.
Но есть сила жить сегодня с надеждой на завтра или послезавтра:
«Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (21-26).
Пусть сегодня мы еще страдаем, но мы не исчезли, жизнь продолжается. Терпеливо ожидать спасения означает видеть милость Божью уже в том, что наступило еще одно утро. Надеяться в терпении означает принимать с благодарностью даже малейшие знаки Божьего верного присутствия во всех наших бедах.
Если основная цель того, что Господь делает с нами, это наше возвращение к Нему, восстановление отношений, то искать нужно не спасения от беды, но спасения от жестокосердия.
Понимая это, мы не страдаем меньше, мы страдаем в смиренном и покаянном ожидании:
«Ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Но, когда попирают ногами своими всех узников земли, когда неправедно судят человека пред лицем Всевышнего, когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь? Кто это говорит: 'и то бывает, чему Господь не повелел быть'? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (31-40).
Все, что происходит с нами, не будет длиться вечно. Господь не забудет, помилует и восстановит. Когда? Не раньше, чем мы сделаем то, что должны сделать со своей стороны – «испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу».
Это не то, что хотели бы услышать люди, ждущие легких и скорых решений. Но это именно то, что Господь хочет напомнить нам через Своих плачущих, страдающих и сострадающих пророков.
Комментариев нет
Отправить комментарий