Последний пасхальный ужин Иисуса с учениками сопровождался важными беседами. Иисус говорил о предательстве и смерти, но также о Своих отношениях с отцом и принципах служения, любви и единстве, росте и плодах, трудностях и гонениях.
У Евангелиста Луки записан один из разговоров, который мы редко читаем в связи с вечерей, хотя он очень интересен и поучителен именно в этой связи.
Иисус делает интересный переход от чаши к мечу. Только что Он говорил о Своей крови, которая проливается за нас в качестве добровольной жертвы (Лук. 22:14-20). Мы понимаем: Иисус отдает Себя в жертву, Ему не нужен меч для защиты. Но тут же Он говорит о мече. И мы едва понимаем смысл Его слов.
«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно (Лук. 22:35-38).
Этими словами Иисус готовит учеников к грядущим испытаниям. Он напоминает, что никогда не отправлял их на задание без подготовки и обеспечения. Теперь они должны приготовиться к жизни без Учителя, Которого осудят и казнят как злодея.
Реакция учеников показывает, что они все еще не понимают, что происходит, какова природа конфликта между Царством Божьим и царством мира сего.
Они начинают подсчитывать свои силы, свои мечи, но Иисус прерывает их: «Довольно!». Можно подумать, что этим Он пресекает бессмысленные рассуждения: «Хватит уже об этом!».
Также эти слова могут говорить о количестве, о том, что двух мечей в этой ситуации вполне достаточно. В таком случае слова Иисуса звучат иначе: «Двух мечей вам вполне достаточно». Мы нигде не видим, чтобы Иисус запрещал иметь меч. Он знал, что ученики заботятся о самозащите и не осуждал их за это. И все же эти слова звучат с легкой иронией: такого оружия у вас хватает.
О чем же здесь идет речь? О том, что после осуждения и убийства Учителя, мир обрушится против учеников. О том, что обычной жизни приходит конец. Вместо привычных, и столь нужных для жизни вещей, стоит купить меч – приготовиться к трудностям, лишениям, преследованиям, а также к защите себя и своей веры.
Так бывает всегда: когда приходит война, все бытовые вещи и даже предметы роскоши меняют на обычный меч.
Конечно же, здесь речь идет о мече необычном. Если ученики призваны следовать во всем примеру Учителя, то они должны вооружаться и сражаться тем же оружием, которым владел Иисус.
Важно понимать, что в новых обстоятельствах Иисус продолжает заботиться об учениках так же, как делал это раньше – в годы Своей земной жизни. Это Он обеспечивал их всем необходимым для миссионерских путешествий по городам Израиля. И это Он заботится о том, чтобы у них был меч. Какой меч? Не думаю, что здесь нужны какие-то детальные пояснения или уточнения.
Меч, о котором говорится в Евангелии от Луки, - символ готовности к трудным временам, символ верности Иисусу в условиях смертельной опасности.
Иисус призывает нас поменять обычную жизнь на жизнь военного, поменять все свои вещи на меч. Беда в том, что мы слишком привыкаем к повседневным вещам и не спешим отказываться удобств.
Иисус говорит, что Его скоро убьют, что этот ужин последний, что время избавляться от лишних вещей. В этом контексте меч – это не наш выбор, это Его требование.
Тот, Кто говорил нам ранее: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9:23), теперь говорит: «Продай одежу свою и купи меч».
Вместе с мечом нам понадобятся «мешок» и «сума» – деньги и походный рюкзак.
Это значит, что ученики должны приготовиться к долгой дороге, к участи странников. У них не будет страны и дома. Они будут своими среди чужих и чужими среди своих. Они будут гонимы, но не беспомощны.
Возможно, мы не хотим так жить.
Мы не хотим менять комфорт привычной жизни на меч, на духовную брань, на служение Божьему Слову.
Но Иисус призывает нас продать все лишнее и купить меч.
Именно так поступил Он Сам, пожертвовав всем ради нашего спасения.
Пить из Его чаши значит возвещать смерть Господню и грядущее Царство. Пить из Его чаши значит оставить свою прежнюю жизнь и взять меч, чтобы служить Царю и умереть за Него.
Именно так, через обычных людей, рыбаков и мытарей, ставших воинами Христа, Евангелие Царствия распространяется и побеждает.
Комментариев нет
Отправить комментарий