Деяния Апостолов показывают удивительную картину стремительного распространения Евангелия не только в новых регионах, но также в новых группах и сферах жизни.
Мы видим, как Евангелие проповедуется в иудейских синагогах и на площадях языческих городов. Перед царями и священниками. В тюрьмах и судах. В самых неожиданных местах. В том числе, в афинском ареопаге, причем с немалым скандалом.
Нужно сказать, что Евангелие везде становится скандалом: «для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие» (1 Кор. 1:23). Все «Как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:33).
Это камень на жизненном пути, который мешает жить как раньше. Это препятствие, которое сбивает с ног, сбивает с толку, которое нельзя обойти, нельзя проигнорировать.
Евангелие было и будет скандалом для этого мира, полагающегося на свою мудрость и силу. И каждый верный христианин должен быть готовым устроить скандал, возвещая Евангелие и, тем самым, лишая мирских людей самоуверенности и покоя. Каждый проповедник Евангелия должен сказать себе: не бойся устроить скандал, бойся оставить людей равнодушными.
Вот как устраивал скандал в Афинах апостол Павел:
«Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив поручение к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак, он рассуждал с иудеями и с чтущими Бога в синагоге и ежедневно на площади – со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «Что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «Кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
И, взяв его, привели в ареопаг, и говорили: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты вкладываешь в уши наши. Поэтому хотим знать, что это такое?» Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
И Павел, став среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано „Неведомому Богу“. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание, и всё.
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас; ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „Мы Его и род“. Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Итак, Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий, ареопагит, и женщина по имени Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:15-34).
История разворачивается стремительно. Павел едва успел оказаться в Афинах, как уже обратил на себя внимание самых влиятельных людей культурной столицы и некоторых из них привлек на свою сторону. Прямо с улицы он попадает на встречу членов ареопага, высшего совета по вопросам религий, и своей речью вызывает большой резонанс, волнение и разделение среди его членов.
По поводу прочитанной истории возникают три простых вопроса, каждый из которых может стать важным уроком для современной Церкви и ее проповеди Евангелия. Как Павел оказался в ареопаге? Что такого он там сказал? Как люди реагировали на его слово?
Итак, вопрос первый: как Павел оказался в ареопаге?
Мы узнаем, что в Афинах Павел был один, без помощников, без поддержки. Он решил прогуляться знаменитым городом, но вместо наслаждения красотами, «возмутился духом» при виде многочисленных идолов. Он не мог молчать, поэтому начинает вступать в горячие дебаты. Он был готов защищать Евангелие всеми способами, в том числе на языке ученых людей – и иудеев в синагоге, и греков в публичных местах.
Своей верой, страстной убежденностью, глубокими размышлениями он привлек внимание лучших мыслителей того времени. Не так просто было завоевать интерес и заслужить вопрос: «Можем ли мы знать, что это за учение, проповедуемое тобою?». Вокруг было много разных проповедников и мудрецов, но именно апостола заметили и позвали в ареопаг поделиться своей верой.
Урок первый и очень простой: веруй и говори о своей вере так, чтобы люди заинтересовались и спросили тебя: «Что это за учение, проповедуемое тобой?»
Возникает следующий вопрос, вопрос второй: что Павел сказал собравшимся в ареопаге?
Многие ожидали, что апостол в ареопаге окажется жалким и будет разбит в обмене аргументами, но выступление Павла стало торжеством Евангелия. Что же такого сказал Павел? Что мы должны говорить этому миру, когда он спрашивает нас о нашей вере?
Павел говорит просто, но так, что его слово касается каждого. Он начинает с уже известного. Нет людей не верующих. Все мы набожны. Вопрос только в том, какому Богу мы поклоняемся. Все знают, что Бог есть. Все имеют врожденную идею Бога, хотя находят ее в уже искаженном виде, поэтому вместо Бога встречают идолов.
Живой Бог не похож на рукотворных идолов. Он сотворил нас и пребывает вблизи, ожидая, что мы будем искать Его и узнаем Его. Это знают поэты, это знают наши сердца. Но только в Иисусе люди могут узнать природу, характер, сердце Бога.
После явления Иисуса время неведения закончилось, никто не может сказать, что не знает Бога, потому что не может найти Его. Бог открыл Себя. Бог говорит так, что все могут услышать. Он повелевает покаяться, потому что приближается суд. Распятый и воскресший Иисус станет оправданием для верующих и осуждением для неверующих.
Слова о воскресении и вечной жизни были откровенным вызовом эпикурейцам и стоикам. Первые призывали радоваться временным чувственным благам, вторые – интеллектуальным удовольствиям. Но и те, и другие боялись даже подумать о том, что может быть за гранью смерти. Слово о воскресении и будущем суде потрясло их.
Слово о воскресении разделило ареопаг. Потому что в этом моменте история об Иисусе Христе перестала быть только историей о том, что было, и стала актуальной реальностью
Он живой! Он готовится судить вселенную! Он призывает всех людей к покаянию!
Больше нет времени на споры и поиски доказательств. Бог уже доказал все через воскресение Сына. Теперь каждый стоит перед выбором – принять или отвергнуть, покориться или воспротивиться.
По примеру Павла, мы можем начинать наш разговор о Боге с уже известного, но дальше должны подвести к тому, что открывается только через явление и Евангелие Иисуса Христа. Зная о том, что наши слова о воскресении будут приняты с насмешкой, мы должны защищать их еще более страстно, потому что именно они служат лучшим аргументом и побуждением к принятию Евангелия.
Урок второй: проповедуй так, чтобы люди ощутили Бога живым, реальным и близким, как Того, Который сотворил их, примирил с Собой через умершего и воскресшего Иисуса Христа и повелевает покаяться ныне.
Наконец, остается последний вопрос, вопрос третий: как слушатели приняли проповедь Павла?
Люди реагировали по-разному, но равнодушных не осталось. Одни насмехались, другие задумались и были готовы продолжить дебаты. А некоторые уверовали, среди них – очень влиятельные люди.
Ареопаг был местом встреч духовной и культурной элиты. Теперь Евангелие проникло и в эту закрытую среду. Через сомневающихся, спорящих и покаявшихся весь о Распятом и Воскресшем охватила ученых, политиков, мудрецов. Через проповедь в ареопаге Евангелие стало известным для учителей и учеников многих философских школ. О Евангелии ожесточенно спорили, но благодаря этим спорам о нем узнавало все больше людей. Одной речью Павел открыл дверь в наиболее образованные и потому наиболее закрытые круги общества. Это было частью его стратегии благовестия, в результате которой десятки ведущих философов стали богословами и апологетами Церкви.
Ареопаги нашего времени – это университеты, парламенты, суды, медиа-площадки для публичных дискуссий. Там не ждут нас с распростертыми объятиями, но, если нам дают слово, мы должны использовать этот шанс для проповеди скандального Евангелия – неудобного, неожиданного, но живого и действенного. Как говорил христианский философ и политик, профессор, председатель Генеральной Ассамблеи ООН, министр образования и министр иностранных дел Ливана, соавтор Всеобщей декларации прав человека Шарль Малик, «Если вы хотите изменить мир – начните с университета». Вопрос к нам: а мы там есть? Готовы ли мы говорить об Иисусе в ареопагах наших дней? Готовы ли защищать Евангелие не только с церковной кафедры, но и на чужой территории? Готовы ли к сложным вопросам, интеллектуальным ловушкам и язвительным насмешкам? Здесь есть, о чем подумать.
Урок третий: не ожидай, что на твою дерзновенную проповедь все скажут «аминь». Главное – не понравиться людям и не убедить их в своей правоте. Главное – лишить их самоуверенности, заставить задуматься о Христе, посеять в них семена веры.
Чему нас учит проповедь Павла в ареопаге?
Веруй и говори о своей вере так, чтобы люди заинтересовались и спросили тебя: «Что это за учение, проповедуемое тобой?».
Проповедуй так, чтобы люди ощутили Бога живым, реальным и близким, как Того, Который сотворил их, примирил с Собой через умершего и воскресшего Иисуса Христа и повелевает покаяться ныне.
Не ожидай, что на твою проповедь все скажут «аминь». Главное – не понравиться людям и не убедить их в своей правоте. Главное – лишить их самоуверенности, заставить задуматься о Христе, посеять в них семена веры.
Помни: Евангелие – скандал для этого мира. Так что не бойся устроить скандал, не бойся возбудить смех или злость людей, бойся оставить людей равнодушными. Говоря о Боге, не забудь сказать о суде, покаянии и воскресении! Эти слова никогда не будут популярными, но они звучат мощно, призывно и лишают всех аргументов!
Комментариев нет
Отправить комментарий