Ветхозаветная история царей и царств Израильских начинается с истории многострадальной пары. В самых первых стихах первой книги Царств мы читаем о Элкане и Анне:
«Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Элкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей» (1 Царств 1:1-2).
Это история начинается с несчастья. История бездетной женщины, которую любил муж и горе которой делил. История унижений, насмешек, лишений. Но также это история единства, поддержки, любви.
Это история пары, которая прошла через трудности к большому благословению, которая получила обещанное, но затем вновь отдала Богу и получила еще больше.
Имена главных героев указывают на то, что они были призваны и соединены самим Богом: Анна (благодать, доброе отношение Бога), Элкана (Бог купил, Бог владеет), Самуил (Бог устроил, Бог поместил сына во чрево; выпрошенный у Бога).
Из дальнейшего чтения мы узнаем, что после усиленных молитв Анна чудесным образом рождает сына. Как меняется жизнь Анны и Элканы после рождения Самуила, а точнее после его посвящения Господу? Они получают еще больше. Они получают то, о чем даже не просили и не мечтали.
«И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце моё в Господе… и пошёл Элкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа. Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы. И благословил Илий Элкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место своё. И посетил Господь Анну, и зачала она и родила ещё трёх сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа» (2:1,11-12,18-21).
Элкана и Анна отдали Самуила на служение Богу, но получили еще трех сыновей и двух дочерей. Да и Самуил оставался самым любимым. Хотя он не был в родительской доме, но продолжал радовать родителей тем, что «возрастал у Господа».
Откуда все это благословение? Я вижу его источник в духовном единстве Элканы и Анны.
Анна молилась, дерзала, просила. Но без поддержки Элканы ничего бы не было.
Давайте посмотрим на динамику отношений Элканы и Анны.
Элкана любил Анну несмотря на ее бездетность и оказывал ей особую честь. Анна переживала унижения от второй жены - Феннаны, плакала и постилась пред Господом. А Элкана утешал Анну в скорби: у тебя есть я.
Анна дала обет Господу отдать сына на служение, и сдержала слово. Элкана, так долго ждавший первенца, поддержал ее в этой жертве: делай как знаешь, но будь верна обету.
После рождения и посвящения сына, Анна продолжает свой молитвенный труд пред Богом и обретает особый дар молитвы – уже не просительной, но пророческой (2:10). Она служит не столько мужу или сыну, сколько Господу. Элкана мог чувствовать себя одиноким - он возвращается домой без сына, оставляя его служить Господу (11). Да и его любимая жена полностью отдана молитве. Но Элкана не требовал много внимания к себе, он видел свою роль в поддержке избранных Богом. Не случайно, Талмуд называет пророками всех трех – и Самуила, и Анну, и Элкану. Анна шилаодежду Самуилу, так что отец видел сына во время их ежегодных приношений – они оставались семьей, заметной, выделяющейся. Они вместе служили Богу в духе единства. У Илия этого не было, несчастный Илий! Он потерял своих детей. Поэтому был рад благословить других – Самуила, и его родителей.
Мы видим здесь важный урок: без духовного единства мужа и жены не будет благословения для детей. И своя роль в укреплении духовного единства есть у каждого из супругов. Кто-то играет главную роль, кто-то вспомогательную. Важно другое – чтобы они не спорили, но служили вместе.
Как же нам сохранить духовное единство и взаимную поддержку в семье?
Во-первых, нам нужно принимать свою вторую половинку как дар Божий. Бог дал Элкане Анну как Свою благодать. Даже если эта благодать кажется горькой и бездетная жена вызывает насмешки, это благодать! Элкана понимал, что его семья принадлежит Богу, поэтому он принимал все как от Бога. Элкана знал по себе, что он сам и его семья – это собственность Божья: «Бог купил», «Бог владеет». Как не благодарить за жену, если ты уверен, что она – Божья благодать? Как не благодарить за свою семью, если ты знаешь, что она принадлежит не тебе, а Богу?
Во-вторых, нам нужно принимать свою семью как свою миссию.
В семье не так уж и важно держаться за закрепленные обществом статусы. Не так важно выяснять, кто главнее. Важнее быть послушным тому общему призванию, которое Бог доверил двоим.
Иногда роли меняются. Важен не статус, за который ты схватился. Важно то, как ты выполняешь свою роль. Элкана не боялся играть роль помощника. Кстати, Иосиф, муж Марии, – тоже. Когда есть чувство общей миссии, не так важно, кто ведущий и кто ведомый, кто идет впереди, а кто помогает.
Это обязательные условия для достижения духовного единства в семье и эффективной поддержки друг друга.
А что это дает? Как это награждает нас?
Это дает силы проходить трудности (бездетность, унижения, сомнения, отчаяние, отвержение). Анна не перенесла бы трудные годы жизни без поддержки Элканы.
Это дает милость в глазах Божьих и в глазах людей (в конце концов, даже противоречивый герой этой истории – священник Илий – сам решил благословить новыми детьми эту интересную пару), так что неизменно приносит благословение, хотя не обязательно здесь и сразу.
Это дает величие простым, престол славы нищим. Простые, но верные, лучше знатных, но гордых. Великий пророк Самуил – их сын! Через него Давид станет царем, через Давида придет Мессия, через эту линию в истории совершится спасение Израиля и всего мира. Благодаря вере Элканы и Анны (не только Анны!) меняется история целого мира. Духовное единство в семье творит настоящие чудеса в нашей жизни и делает нас причастниками Божьей миссии во вселенском масштабе.
Остается вопрос: а что я должен изменить в себе, чтобы обрести и сохранить духовное единство в семье? Готов ли я отказаться от роли первой скрипки и принять скромную роль помощника, чтобы вместе со своей второй половинкой послужить Богу, а не себе?
Комментариев нет
Отправить комментарий