no
4/Вера/slider

OCI/EAAA conference SPIRITUAL FORMATION, Minsk, November 9-14

5 комментариев












OUTLINES

Михаил Черенков
Развитие духовности в академическом процессе


Духовность в образовании – злободневная тема
Разрыв науки и этики
Развод христианского образования и церкви
Нехватка служителей в поместных церквах
Закрытие учебных заведений ввиду отсутствия абитуриентов
Дискредитация идеи христианского образования

В результате:
На фоне упадка христианских школ абитуриенты выбирают светские вузы, которые изначально ориентируют их на профессиональное призвание и творческую свободу, а не на служение церкви и ее требования
Даже при закрытии «либеральных» и «духовно опасных» школ церкви не могут решить проблемы духовного формирования внутри общин без компетентных и авторитетных богословов и учителей, которые воспитываются лишь в «христианской академии»

Некоторые причины кризиса духовности и христианской академии
Примитивные представления о духовности
Неадекватные ожидания церквей от учебных заведений
Неразвитость богословия: акцентируется личная святость при отсутствии социального богословия, богословия культуры, антропологии

Вопросы для аудитории:
- ожидают ли церкви от выпускников большей духовности или большей компетентности?
- чего нам действительно не хватает - духовности или богословской грамотности?

Некоторые результаты рассогласованности между церковью и «христианской академией»
При недоверии к богословию и профессиональной христианской деятельности церкви бойкотируют творческие инициативы школ и их выпускников
Отсутствие развитого трудового рынка для выпускников: в церкви не возвращаются, а иных рабочих мест не создано, усиливается отток наиболее творческих сил в «никуда»
Учебные заведения идут на компромисс с ожиданиями церкви и в ответ на примитивные представления о духовности представляют примитивный интеллектуальный продукт

Духовность не рядом с учебой, а в ней
Миф о большеголовых выпускниках, о том, что академия съела духовность
Интеллект – тоже духовный дар
Для взаимного развития духовности и интеллекту необходимо не противопоставление, а гармонизация и преображение
Важность молитвы и изучения Писания: здравые, не палочные аргументы в пользу вечных истины
Молитва как форма самоотчета и духовной дисциплины. Молитва отвечает на проблему одиночества, непонимания, мучительного вопрошания о смысле
Писание как ключ к постижению мира, как методическое руководство не только в духовной, но и в профессиональной сфере. Писание не заменяет научный текст, но позволяет привнести в него духовные и нравственные ориентиры
Поворот к Евангелию – главным источником духовности является не конфессиональная схоластика и не предания братства, но живые истины Евангелия в их отношении к современности
Евангелие - источник богословского вдохновения, вопросник, а не цитатник без комментариев и обсуждений
Важен постоянный доверительный диалог со студентами о наиболее острых вопросах, искренность и честность в разговоре

Вопросы для аудитории:
- включает ли духовность интеллектуальное развитие или это разные типы отношения к миру?
- какие количественные измерения духовности возможно применить в образовательном процессе?

Вера в истину и любовь к Божьему творению – отличительные черты христианского подхода к образованию и науке
Вера как основание знания и его энергия
Понимаю, чтобы верить и верую, чтобы понимать
Духовность включает в себя знание, воспитание, интеллектуальную культуру, она не сводится лишь к ним, но и не противоречит им
Духовность предполагает веру – не то, что есть, но то, что должно быть; моральный императив; помогает «глазами веры» видеть закон там, где физические глаза видят лишь хаос
Вера открывает глаза на гармонию мира, сводит все данные в целостную картину мира, дает понятие о смысле и цели
Духовность не мыслима без любви к познаваемому миру, который открывается лишь при свете любви и закрыт для холодного сердца
Любовь направляет знание таким образом, что оно становится полезным для служения людям, Богу, церкви; не присваивается, но отдается

Вопросы для аудитории:
- может ли духовность быть негуманной?
- можно ли говорить о духовности, пренебрегая темой личности?

Духовность и образование личности – это не данность, а заданность, не вещь, а процесс
Духовное развитие – о духовности говорят как о само собой разумеющемся, но что значит развитие духовности или духовность в развитии? Это значит всегда видеть новые задачи и перспективы, не стоять на месте и не довольствоваться прошлыми заслугами. Духовность не то, что можно получить и держать при себе, не развивая; она есть в развитии, приумножении, совершенствовании
Академический процесс – такое же составное понятие (уже полученные знания, но также их развитие), которое предполагает образованность и ее постоянное совершенствование. Образование – не вещь, а процесс. Поэтому никакой очередной диплом не дает права считать себя достигшим максимума
Духовность и образование похожи в том, что они предполагают не только знания, но и формирование образа мысли и жизни, нравственное воспитание личности, ее приобщение к Богу и вос-становление Его образа в нас, становление человека к его зрелости

Конечная цель «духовного образования» - служение
Образование, отвечающее требованиями духовности, отвечает на нужды людей и направляет студента на служение им
Накопление знаний, интеллектуальная гордость, карьеризм противоречат цели образования – удовлетворить духовный и социальный спрос общества
Все, что учащийся получает от образования - это инвестиции Бога в него, которые он должен вернуть своим служением. Это означает, что мы не должны пренебрегать никаким знанием и никакими возможностями, принимая все как от Него, пуская это в рост, развивая, приумножая полученное для Его славы

Вопросы для обсуждения и домашнего задания по теме
«Развитие духовности в академическом процессе»


1. Проведите дискуссию со студентами по поводу определения духовности. Суммируйте ответы и выведите из них интегральное, обобщающее понятие духовности, включающее личные и социальные, нравственные и интеллектуальные, вероисповедные и профессиональные аспекты.
2. Разработайте комплекс мер, связанных с духовным формированием личности. Проведите опрос служителей церквей и профессуры учебных заведения. Выясните, в чем их ответственность и функции в развитии духовности пересекаются. Постарайтесь разграничить их функции, чтобы они были не взаимно нейтрализующими или повторяющимися, а дополняющими. Ответьте на вопрос, в чем состоит вклад церкви в развитие духовности, а в чем ожидаемый вклад учебного заведения?
3. Предложите краткий духовно-этический кодекс для студентов христианских учебных заведений: как может проявляться духовность/недуховность в интеллектуальной сфере, как духовность может влиять на профессиональные качества, на отношение к учебе, качество работ, серьезность и ответственность, межличностные отношения студентов, трудоспособность, усидчивость, скромность в отношении к преподавателям. Ответьте на вопрос: «что такое хорошо, и что такое плохо» с точки зрения духовности в образовательном процессе; какие требования предъявляет «духовность» к образованию?
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

5 комментариев

  1. Я не пойму одного: как автор блога успевать участвовать во всевозможных проектах на родине и за рубежом?!

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей, пока есть силы, стараюсь работать)) Не всегда так будет. есть и периоды творческой депрессии, элементарной усталости

    ОтветитьУдалить
  3. Михаил, есть ли аудиозапись вашего выступления?

    ОтветитьУдалить
  4. Список тезисов для добротной книги. :)

    ОтветитьУдалить
  5. Ребята, насчет записи выступления точно не знаю. Надо узнать у СВ Санникова... Действтилеьно жаль, если записи не было - прозвучали неплохие выступления. В целом конференция была на удивление интересной

    ОтветитьУдалить

no