-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Христианское призвание и социальная ответственность

1 комментарий
(набросок выступления)

Бог «между нас» - к сожалению, главными проповедниками этой истины стали не богословы, а философы. Именно философы самоубийственного XX века заговорили о скором конце мира, в котором Бог умер и началась война всех против всех. Именно они предсказали, что XXI в. начнется под знаком гуманизма другого, или не начнется вовсе. Можно спорить, исполнилось ли их пророчество. Но хотя бы в узком круге мыслителей стали больше говорить о другом – другом человеке, другой культуре, другой социальной группе. Стало ясно: выжить человечество может только вместе и погибнуть может вместе (омницид), поэтому нельзя закрывать глаза на то, что происходит вокруг, быть безразличным к другим. Увы, христиане не стали в авангарде этого «гуманизма другого», хотя все же начали постепенно переосмысливать свою изоляционистскую позицию и делать робкие шаги навстречу «обычным», «другим» (нерелигиозным, инорелигиозным, откровенно греховным, далеким от церкви) людям.
Понимание того, что Бог «между нами» означает выход за рамки церковной субкультуры в реальный мир человеческих отношений и проблем. Евангелисты рассказывают, что Иисус редко бывал в храме, Его можно было найти в средоточии людской толпы, в гуще жизни. Сегодня задача христиан заключается не в том, чтобы привести Иисуса из церкви к людям, а том, чтобы самим присоединиться к Нему, поскольку Он всегда с людьми.
Очень интересно открывать, что Бог является себя людям среди обыденности, в реалиях, которые кажутся далекими от религии. Похоже, у Него нет времени, чтобы все время находиться в пустом храме, поскольку Он занят с нуждающимися в Нем людьми. Удивительно, но Он открывает Себя также в таких грязных сферах как политика и финансы, в такой сложной области как культура. Везде ищущий взгляд и открытое сердце могут встретить следы Его живого присутствия. Он действительно «между нами» - с нами, посреди нас.
Это означает, что центр христианского служения – не в церкви и не для церкви, а в обществе и для общества. Можно сказать и по-другому: церковь существует не для христиан, а для нехристиан. Это не закрытый клуб для своих, а сообщество любящих и жертвенных людей, служащих обществу.
Открыть социальное измерение Благой Вести в мире распадающихся социальных связей и конфликта цивилизаций – куда более сложная задача, чем претендовать на авторитет в обществе «своих» и доказывать преимущества своей конфессии перед другими - «инославными», «раскольниками», «либералами».
Солидарность, участие, взаимопомощь – ныне забытые слова. Но вспомним, что именно «Солидарность» победила коммунизм в Польше. Объединение профсоюзов под таким названием выиграло выборы 1989 года и помогло без крови перейти к демократии. Ее лидер Лех Валенса стал первым президентом Польши. Сегодня известна и другая, российская «Солидарность» – оппозиционное демократическое движение за права человека, правовое государство, ценности демократии. Ее лидеров - Гарри Каспарова, Бориса Немцова знают все.
О христианской солидарности и ее лидерах известно меньше. Чаще всего это солидарность между собой – между христианами (причем не всеми, а теми, кто нам нравится или подходит по интересам), но не солидарность с обществом.
Христианская солидарность – это чувство общей судьбы с окружающими людьми, ответственность за них. Конечно же, христиане не могут быть общниками в несправедливости и грехе, но они могут стать вместе со всеми «людьми доброй воли» в преодолении социальной несправедливости и греха. Христиане не могут быть солидарны в коррупции, античеловечной политике, мафиозной экономике, но они могут быть солидарны с людьми, которые страдают от всего этого.
Не каждый может сделать великое социально значимое дело, но у всех есть возможность сделать дело малое, но благородное, значение которого может неожиданно возрасти. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Каждое слово правды и каждый добрый поступок значимы не по масштабам, а сами по себе, то есть самоценны. Во время беспросветного застоя Александр Солженицын советовал «жить не по лжи». Ты не можешь громко сказать об истине? Хотя бы не лги. И когда умолкнет массовая, растиражированная ложь, созреет жажда правды.
Непротивление злу оказывается силой – христианские мученики, Лев Толстой, Махатма Ганди, диссиденты в СССР, Мартин Лютер Кинг в США доказали это своей жизнью. Неучастие в грехе, жизнь не по лжи, добродетель в малом оказываются самыми действенными орудиями в ситуациях, когда христиане являются заложниками безбожной общественной системы. Мы не будем говорить политических преобразованиях и прямых действиях, направленных на христианизацию общества и социальные реформы. Страны, в которых есть такие возможности, можно пересчитать по пальцам. Большинство христиан живет в положении меньшинства, их права сильно ограничены и «большие дела» им не по плечу. Поэтому сегодня становится все более востребованной стратегия «малых дел». Я называю эти дела малыми, потому что возможны в любой ситуации. Назову лишь главные, известные, но мало понятые или даже неверно понятые и неверно применяемые.
Проповедь, сочувствие и просвещение – три кита христианского служения. Миссионер в классическом варианте – проповедник и врач, либо проповедник и педагог. Когда одна из этих частей теряется, мы перестаем быть миссионерами. Я хочу сказать, что наше христианское слово свидетельства неизбежно сочетается с социальной позицией и культурным влиянием.
Проповедь не просто говорит о духовных истинах, но отвечает на социальные нужды и духовные поиски людей. Это всегда подчеркивает Рик Уоррен: «Проповедь, меняющая жизни, сводит воедино истину Слова Божьего и реальные нужды людей, объясняя, как Слово может восполнить нужды в реальной жизни» .
Джон Стотт призывает рассматривать проповедь как мост, соединяющий библейский и современный мир, потому что людей сегодня волнует не вопрос истинности христианской веры, а вопрос ее жизненной важности: «Долг проповедника состоит в раскрытии библейского взгляда на проблемы современного общества таким образом, чтобы научить людей относиться к ним и судить о них по-христиански. В наших общинах могут быть политики, юристы, учителя, врачи, актеры, телепродюсеры и сценаристы. Церковная кафедра обязана помочь этим людям развивать христианское мышление, чтобы через них открыть путь слову Христа в глубины слоев человеческого общества» . Таким образом, проповедники – мостостроители, связывающие библейские истины с далеким от них миром современной культуры. Речь идет не только об индивидуальной вере и личном понимании Библии, но о вести для всего современного мира, которая способна его преобразить: «Принципы Нагорной проповеди нельзя ограничивать рамками индивидуальной этики. В ней поднимаются вопросы насилия и ненасилия в обществе, от которых нельзя спрятаться и которые нельзя изъять из проповеди» . Проблемы дискриминации, неравенства в уровне жизни, политического бесправия, безграмотности, эпидемий, экологии, гомосексуализма, клонирования, эвтаназии, военных конфликтов требуют реакции христианских проповедников. Причем основываться такая проповедь должна не только на чувстве жалости и благородном гневе, но на фундаментальной библейской антропологии, утверждающей достоинство и равенство всех людей, Божий образ в каждом и спасающую Благодать.
Сочувствие продолжает проповедь, воплощает ее в прямом участии. В нашем неэвклидовом мире можно провести сколько угодно параллельных прямых, мы все живем так, будто никто другой нас не касается. Сочувствие, сострадание, сопереживание – мало знакомые слова. Они редко встречаются в обиходе, еще реже связаны с реальным чувством, и гораздо реже переходят в активное действие - в солидарность. Я определил себя с детства, когда можно было получить за лишний вопрос по морде, как того, кому «больше всех надо» и кого «это касается». И мне до сих пор стыдно за минуты слабости, когда я рассчитал силы и понял, что лучше не ввязываться, хотя видел, что человека бьют и бьют сильно.
Сочувствие выражается не только в смелом поступке или посильном пожертвовании, но прежде всего в целенаправленном и методичном участии в жизни общества. В эпоху социального хаоса церковь могла открыто проповедовать Евангелие как религию, но сегодня, когда усложняются правила для религиозной деятельности, каждая община должна найти социально приемлемые, легальные, культурно адекватные формы служения.
Человек входит в общественную жизнь через определенные институты, среди которых церковь, семья, школа, армия, брак. Эти каналы социализации пытается контролировать государство, чтобы получить нужный ему социальный продукт – человека с вполне определенным образом мысли и действий. С этими институтами неизбежно связана и личная вера, часто она вступает в противоречия с навязываемыми правилами.
Христиане лояльны государству, в котором живут. Они не нарушают его законов и молятся о его руководстве. Но при этом они помнят, что кроме государства есть еще и гражданское общество. Государство и гражданское общество, страна и народ различаются. Любить государство и любить людей – разные категории. Христиане законопослушны государству, но любят они не государство, а людей.
Проблема социальной несправедливости остается реальностью даже в эпоху глобальной демократии. Современные социологические исследования показывают, что неравенство приобретает классовую форму, приходят на смену расовому или гендерному. Образование остается малодоступным и доступ к нему позволяет зафиксировать границы дискриминации. Так даже в США большинство чернокожих мужчин лучше согласятся пойти в тюрьму, чем в колледж, школы просто не принимают детей нелегальных иммигрантов. После изменений в американском законодательстве бедным очень трудно продолжать учебу, сохраняется сегрегация для женщин. Доступ к образованию и дальнейшей социализации по-прежнему сильно привязан к расовым, классовым и гендерным вопросам . Американские социологи обращают внимание, что неравенство в современной Америке намного усилилось за последние десятилетия и гораздо выше уровнем, чем в любом другом высокоразвитом индустриальном обществе. В целом мире, в условиях победившей глобальной демократии удивляет растущая поляризация, новая география неравенства основана на классовой, а не национальной сегрегации.
В глобальном мире утеряны корни и связи, человек столкнулся с проблемой бездомности. Авторы очень глубоких исследований о феномене бездомности говорят, что пора перейти от проживания в доме к домостроительству . Наш дом разрушен экологическим кризисом и глобализацией. Мир мигрантов и потребителей утратил корни и привычные связи с местом, определенность. Сегодня все оторваны от своего места. «Этот мир не мой дом, я только прохожий» - эти пиетистские сентименты стали общим местом. Но христианская вера всегда связана с местом, это вера в воплощение. Христос воплотился в определенном месте и времени. Сегодня Церковь - тело Христа, место Его пребывания. И даже наша надежда связана с новым местом – новыми небесами. Дом связан с общиной, нельзя быть в доме одному, поэтому задача христиан строить дом для потерявшихся людей
В мире глобальной экономики обостряется проблема неравенства стран, несправедливости в распределении мировых ресурсов и доходов. Ряд западных авторов работает над вопросами христианской ответственности за социально-экономическую несправедливость и критикует религиозное бездействие тех, кто показательно демонстрирует свою христианскую идентичность, но никогда не выражает свою веру в борьбе за справедливость и сострадание. Как мы можем сохранять верность христианскому призванию в мире глобальной экономической системы неравенства, управляемой силами, неподконтрольными нам? Даже если мы хотим помочь бедным, откуда мы знаем лучший метод для них? Как найти баланс между трудом для своей семьи и заботой об окружающем сообществе? Люди в Мехико и Китае такие же наши ближние, как и соотечественники?
Экономическая глобализация быстро трансформирует образ нашей жизни. В эпоху международного разделения труда американцам иногда легче найти работника в Индии, чем в Индиане. Но чем сложнее становится экономика, тем труднее понимать и действовать в вопросах экономической этики. Традиционная христианская мораль регулирует межличностные отношения, но современная глобальная экономика основана на безличностных связях. В своих притчах Иисус призывал слушателей преодолевать межчеловеческие барьеры. Образ доброго самарянина помогает расширить границы и увидеть весь мир как сообщество ближних.
Во все времена вызовы социально-экономических реалий проверяют готовность христиан жить вместе с дальними и ближними в гуманных отношениях и не превращать любую социально-экономическую политику в идолов. И на индивидуальном, и общественном уровнях христиане призваны распознавать и утверждать достоинство человеческого бытия при любых социальных и экономических системах.
Христианское просвещение – это выражение евангельских истин и добрых чувств в истине и красоте, когда знания и культура проговаривают Евангелие на языке своих категорий к целостной личности человека.
Мы не можем поменять политическую систему, но мы можем посеять доброе, разумное, вечное в душах школьников и студентов, проявить сочувствие к больным и бедным, создать произведение искусства, красота которого напоминает о Боге.
Наверное, каждый из нас помнит своего первого школьного учителя. Кто был этот человек – недовольный жизнью и уставший от бедности неудачник или скромный, но при этом достойный учитель жизни? Что от него исходило – суровость и раздражительность, или внимание и любовь к детям? Кто учил нас жизни – разочарованный атеист или верующий и внушающий веру христианин? Очень многое зависит от наших наставников, не только их слова, но и их образ формируют нашу личность. Если мы хотим влиять на будущее наших стран, мы должны повлиять на души людей, а сделать последнее легче всего через воспитание и учебу. Христиане могут достигать большого влияния через незаметные дела, занимаясь мировоззрением и образованием в школах и университетах, в кружках по изучению английского языка и спортивных клубах.
Закономерно, что в светском государстве доступ к общественному пространству - группам детей и молодежи, учебным заведениям, культурным центрам – ограничивается. Церковь и школа, церковное и общественное пространство конституционно разграничены. Конечно, иногда церкви обижаются, что не могут рассказать о христианских традициях подрастающей молодежи, но при этом стоит порадоваться, что этого не смогут сделать и представители опасных культов. Часто церкви бросаются в крайности – или продолжают активную, а подчас даже и агрессивную, прямую евангелизацию общества, или же уходят в подполье и отказываются от всяких попыток заявить о себе и повлиять на общество. Между тем остаются мало испробованными попытки христианского просвещения через научную апологетику, христианскую этику, христианское творчество, мировоззренческие диспуты, журналистику, издательские проекты. В современном мире, частью секуляризированном, частью исламизированном, церковь не имеет прямого доступа к массам. Поэтому нужно трудолюбиво и творчески созидать христианскую культуру, которая остается частью христианства и одновременно становится частью культуры всего общества. Через такие мосты, связки, каналы культуры, социальной активности, образования, науки христианские истины могут транслироваться в общественное сознание.
Есть еще одно пространство - виртуальное, которое не менее, а может и более реально по степени влияния на людей, чем пространство общественное. Здесь люди не ограничены законами и надзором государства, здесь много рисков для слабых и много возможностей для сильных. Война за интернет-пространство идет полным ходом. Речь идет не только о конкуренции за информационное влияние на пользователей, виртуальность становится территорией самой настоящей духовной войны. Важно, чтобы в мире заразительной информации, среди мусора и лжи, были очаги христианского свидетельства. Каждый христианин может ответить на эти вызовы свои блогом, в котором будет говорить о своей вере и социальной позиции. Блог позволяет научиться писать, это кафедра проповедников, доступная для всех, а также способ исповеди, откровенной беседы, форма дневника, добровольной подотчетности обществу.
Просвещение открывает для человека не просто новые знания, но также правильный взгляд – многомерный, масштабный. Это возможность найти свой путь в этом большом мире, открыть свой дар, реализовать призвание. Для многих обитателей третьего мира просвещение – это единственный шанс выйти из бедности, получить путевку в большую жизнь. В странах с межрелигиозными конфликтами просвещение позволяет преодолевать мнимые проблемы, стереотипы, разоблачает образы врагов, внушает уважение к другим религиозным традициям. Церковь и школа, христианство и национальная культура разделены и не должны сливаться, но вполне могут научиться жить в добром соседстве, одаривая друг друга своими открытиями, обмениваясь опытом, совместно отвечая на социальные проблемы. Просвещение также помогает восстановить достоинство в человеке, вернуть утраченные права и открыть неизвестные ранее свободы, ведь во всем мире бесправие и слабость политического влияния прямо связаны с бедностью и безграмотностью.
Конечно же, христиане нашего времени должны чаще напоминать себе, что Христос призывает учеников быть ловцами человеков (душ), а не ловцами рыбы, т.е. понимать мир и влиять на него на духовном уровне. Быть ловцами душ важнее, чем быть революционерами и гораздо лучше, чем быть конформистами. Наиболее мягкое влияние на ум и сердце, а вслед за этим и на социальное поведение человека, оказывают живое слово проповеди, сердечное участие и христианское просвещение. Через них христиане могут влиять на все сферы общественной жизни, не претендуя при этом на политические привилегии (которые лишь возбудят раздражение и зависть) и уходя от возможных конфликтов. Для христиан постхристианской эпохи главной стратегией становится «мягкое влияние» через «малые дела».

Солист своей судьбы

Комментариев нет



Кризис многих заставил задуматься о превратностях судьбы, переоценить свои приоритеты, вспомнить о сострадании к потерявшимся.

Фильм «Солист» (Soloist, 2009) рассказывает о судьбе бездомного несостоявшегося музыканта. Натаниэль бросил школу из-за прогрессирующей шизофрении. Но талант не пропьешь и не убьешь, не забудешь и не потеряешь. Душа продолжает петь, а руки хотят сыграть хотя бы даже на двухструнной раздолбанной скрипке.
Путь бездомного и больного Натаниэля пересекается с судьбой успешного, но тоже бездомного (здание-дом есть, а вот дома-семьи нет) журналиста Стива Лопеса.
Стив публикует заметку о странном музыканте и пробуждает сострадание у читателей – для Натаниэля передают в подарок прекрасную виолончель. Музыкант погружается в родную стихию.
Стив признается своей подруге, что общение с бродягом не столько помогло другому, сколько что-то изменило в нем самом:
«Когда музыка играла, я чувствовал, что там есть что-то свыше. Что-то свыше… И он в нем живет. Я даже не знаю, как вы это называете…
- Благодать.
- Благодать?.. Хорошо, пусть будет благодать. Я никогда так ничего не любил, как он любит музыку.
- В это я могу поверить…».
Очень трудно заставить бомжа вернуться в общество, жить не на улице, а в квартире, расстаться с тележкой, полной грязных пожитков, играть людям, а не себе. Натаниэль что-то бормочет себе под нос и докричаться до него сложно.
Но не менее сложно Стиву вернуть семью, примириться с прошлым. Как и шизофреник, он занят собой и не слышит других. Натаниэль в ответ на попытки журналиста устроить его судьбу, внезапно задает вопрос:
- «А у тебя есть семья, у тебя есть миссис Лопес?
- Нет, был женат, мы разошлись…Не спрашивай, почему»
Не спрашивай, не говори. Каждый из героев остается одиноким солистом своей судьбы, хотя может сыграть в оркестре.
Музыка в фильме начинается с соло, но затем перерастает в симфонию.
Когда шизофреник читает «Отче наш». Когда умирают от передоза девушки. Когда в черных кварталах грабят и избивают на виду у всех. Когда в наркотическом дурмане забываются от нищеты и отчаяния.
Через эту полифонию Бог напоминает о себе. В сплетениях судеб каждый обретает себя

Ушедшие и провожающие

Комментариев нет


Фильм «Ушедшие» (Япония, 2008, режисер Йохиро Такита) напоминает о смерти в ее связи с жизнью – с семьей, любовью, работой, хобби. Реальность смерти в современной культуре проигрывается, после игры и шоу не остается серьезности, лишь пустота и безразличие, отстраненность и сухая статистика. Фильм возвращает к утраченной реальности, чтобы рядом со смертью переосмыслить жизнь - прошлое, отношения с близкими, мотивы, характер.
Молодой виолончелист пытался пробиться в столичный музыкальный бомонд и даже получил место в известном оркестре, но коллектив по причине финансового кризиса внезапно был распущен собственником. Виолончель, купленная в кредит за большие деньги, возвращается в магазин, а герой возвращается на родину, в тихий провинциальный городок. Вместе с любимой он поселяется в опустевшем родительском доме и по объявлению находит денежную работу. Однако оказывается, что в текст объявления вкралась ошибка и речь идет не о помощи отбывающим в путешествие, а о последних проводах в мир иной. Против своей воли Дайго втягивается в работу в похоронном бюро, и его жизнь начинает заметно меняться. Судьбы людей, их жизнь и смерть, любовь и скорбь становятся его судьбой.
Фильм «Ушедшие» стал популярным в Японии, где лишь за время проката в кинотеатрах его посмотрели более 3000000 зрителей. Фильм был удостоен “Оскара” как лучший иностранный фильм 2008 года.
Пояснить успех таких фильмов можно лишь тем, что при всем изобилии блокбастеров, помогающих забыть о скором конце, человек все же не перестает думать о предстоящем отбытии в мир посмертной жизни. А к этому отбытию надо серьезно приготовиться. Герой занимается приготовлением умерших, но, конечно же, лучше это сделать при жизни, и начинать лучше с себя.
В конце фильма Дайго примиряется с ушедшим из жизни отцом. Для сына он умер гораздо раньше – тридцать лет назад, когда бросил семью. Но поразительным образом смерть отца стала воскресением – в намертво зажатом кулаке Дайго находит камушек, подаренный им в детстве отцу. Подобный, только больше, камень сохранился и у сына. Тогда, в далеком детстве, они называли эти камни письмами и обменивались ими как символами. Теперь это письмо из прошлого возвращает сыну отца, смерть не имеет власти над любящими людьми. Ушедший из семьи и жизни отец снова возвращается в сердце сына, его память, жизнь.

400 лет баптизма и принцип свободы совести

5 комментариев
На конференции, которая планируется в Одессе (17-18 сентября), в рамках специального круглого стола будут обсуждаться вопросы, которые предпочитают замалчивать на пафосных встречах. Присылайте свои вопросы, комменты или тезисы, я учту их при проведении дискуссии на конференции

Современный европейский контекст понимания свободы совести

400 лет баптизму отметили в Амстердаме. И куда же мы пришли за эти 400 лет? Во что превратился Амстердам? Можно ли говорить сегодня о сколько-нибудь ощутимом влиянии баптизма на ситуацию в мире? Можем ли мы быть довольны таким развитием баптистской церкви?

Насколько славянские церкви связаны с европейским баптизмом? Есть ли что-то общее кроме названия? С какой традицией мы себя связываем? Есть ли духовное родство или же мы одиноки в своем «особенном» славянском пути?

Религиозная свобода и проблема сохранения местных религиозных и культурных традиций: не разрушают ли западные миссионеры национальную духовную идентичность?

Конфессиональный плюрализм – раскол церкви и слабость государства или предпосылки религиозной свободы и гражданского согласия?

Существует ли корреляция между уровнем свободы и наличием государственной религии?

Есть ли прямая связь между протестантизмом и демократией? Насколько эта связь значима для евразийского контекста?

«Общечеловеческие ценности» Запада и православный взгляд на права человека: конфликт цивилизаций или интерпретаций?

В вопросах понимания свободы совести и ее реализации мы – Европа или нет? Украинские баптисты на перекрестке цивилизаций: что предпочтительнее – демократические свободы или традиционалистский византизм?

Баптисты бывшего СССР перед новыми вызовами европейского секуляризма и евразийского неототалитаризма: окажется ли востребованным опыт выживания в советское время?

Как можно подчеркивать христианскую идентичность Европы не в ущерб правам других религий – ислама, иудеев?

Правомерны ли ссылки на христианские корни в постхристианской Европе?

Откуда в церкви неуважение к человеческой личности – от «совка» или от перекосов в богословии? Популярны ли в церкви слова о правах и свободах человека, о достоинстве личности? Знают ли у нас об основных ценностях христианской антропологии – уникальности личности, ее центрального значения в общественной и церковной жизни?

Протестантизм в сучасній Україні шукає свій мейнстрім

Комментариев нет
Протестантизм був і залишається найбільш динамічною конфесією, в якій апріорно стверджується різноманіття підходів, форм, течій. В конфесійному розмаїтті виражаються невпинний богословський пошук, трансформації місіонерських парадигм, активний діалог церкви і суспільства. Для більшості церков характерні особистісна віра, активна християнська позиція, демократизм церковного життя. Водночас подальші узагальнення здатні деформувати багату картину українського протестантизму.
П’ятидесятництво настільки різне, що крім назви церкви мало що об’єднує. Є багато незареєстрованих, майже катакомбних церков, які давно припинили спілкування з «ліберальними», сучасними громадами, інтегрованими в суспільне життя та екуменічні відносини. Я вже не кажу про неоп’ятидесятництво (так звані харизматичні церкви), яке лідери традиційних союзів взагалі не визнають. Так Михайло Паночко в інтерв’ю журналу Decision назвав свій союз «історичною церквою», а харизматиків – «євангельською, неісторичною».
Український баптизм теж не піддається загальним характеристикам з огляду на автономію помісної церкви та постійну конфесійну диференціацію. 30 серпня святкували ювілей світового баптизму в палаці «Україна», але на справді це було свято лише ВСЦ ЄХБ та колишнього ВР ЄХБ, тобто «радянського баптизму». Місіонерські, автономні, братські, біблійні баптистські церкви не були представлені, а саме вони є найбільш динамічними.
Для широкого українського загалу образ протестантизму визначають відносно нові, неопротестантські течії. Проте ці громади, найбільші за кількісними показниками і впливом на медійний простір, є найменш стабільними і прогнозованими. Зазвичай вона орієнтуються на кон’юнктуру ринку і збільшуються за рахунок інших громад, пропонуючи їх нестійким вірним привабливі, але короткотермінові послуги. Саме такі церкви патріарх Філарет у своєму нещодавньому інтерв’ю для Радіо Свобода назвав найбільш небезпечними: «Я их (протестантів. – М.Ч.) разделяю все-таки на протестантские общины, которые давно существуют – баптисты, адвентисты, пятидесятники, лютеране, реформаты – это одни. А вот нас беспокоят тоталитарные секты, которые, на мой взгляд, далеки от христианства. Вот они набирают силу. Потому что законодательство Украины настолько демократичное, что оно позволяет им. Вот от этого православие в целом страдает. И наша церковь это понимает, и Московский патриархат это понимает. А из-за этого разделения не можем приостановить вот это движение. А мы могли бы приостановить, если мы были бы единой церковью» .
На жаль, силовий варіант - зупинити рух нових церков, створити єдину церкву, яка змогла б владно регулювати релігійне життя країни, змінити «настільки демократичне» законодавство - основний рецепт, якій пропонують православні церкви обох патріархатів. Спокуса скористатись привілейованим статусом іноді володіє й традиційними баптистськими та п’ятидесятницькими союзами – старішими серед нових протестантів.
Очевидно, що плюралізм суспільного життя, який є надбанням демократизації українського соціуму, корелює з поліконфесійного життя релігійного. Якщо ми вважаємо демократичний процес незворотнім, то повинні змиритись і з плюралізацією релігійної сфери суспільства. Не можна стверджувати демократичні ідеали для суспільства і водночас діяти в релігійній політиці з позицій сили та монопольного впливу.
Протестантизм був і залишиться різноманітним, спроби його уніфікації наштовхнуться на активний опір вірних, які ще не забули з радянських часів, як бути в переслідуваній опозиції та водночас активно розвиватись.
Головне ж питання для аналітиків полягає у тому, яка з тенденцій в сучасному протестантизмі стане провідною. І тут побоювання релігієзнавців, соціологів, представників інших конфесій щодо новітніх течій цілком виправдані. Доречними виглядають і застереження проти фундаменталізації, радикалізації, сепаратизму деяких протестантських церков.
Український протестантизм перебуває у власних пошуках – пошуках ідентичності і мейнстріму. Головною тенденцією стає осмислена соціалізація протестантизму в міжцерковному та секулярному просторі – через поміркований екуменізм, партнерство з державою та суспільством, інкультурацію в національному контексті. Здається, що неопротестантизм вже пройшов революційну стадію і переходить до інституалізації і соціалізації. Отже, способи вирішення проблемних питань майже завжди знаходяться всередині самих релігійних течій. Держава та інші церкви можуть лише сприяти самовизначенню протестантських течій як національних церков, демонструючи зі свого боку визнання і відкритість до діалогу, заохочуючи до більш тісної співпраці на користь духовних та соціальних потреб суспільства. У спільній праці та відкритому спілкування взаємні фобії та радикалізм зникають чи виліковуються. Таким чином, відповідь на духовні запити особистості, суспільно значущі теми та розвиток національної духовної культури є інтегральними чинниками для протестантської спільноти країни.

Михайло Черенков
no