Главная
Без ярлыка
Религиозная свобода всегда в опасности
суббота, августа 07, 2010
5-6 августа в Киеве прошла международная конференция на тему «Свобода религии и демократия: старые и новые вызовы». В конференц-зале Национальной академии наук Украины собрались ученые, эксперты, журналисты, политики, представители церквей и религиозных организаций. Невиданная жара не помешала работе, в насыщенной программе приняли участие докладчики из США, России, Германии, Австрии, Словакии, Франции, Норвегии, Армении, Казахстана и Белоруссии.
В то время как научные конференции проходят в полупустых залах, данная международная встреча привлекла повышенное внимание. Помимо прочих причин этого стоит назвать хотя бы одну: свобода совести – тонкое мерило демократии, начало всех других свобод, тревога за судьбу которых в постсоветском мире усиливается не по дням, а по часам.
Конечно же, специалисты обсуждали мониторинговые данные и аналитические выводы по состоянию религиозной свободы, но при этом чувствовались душой и даже кожей другие измерения свободы – социальное, экзистенциальное, богословское.
Динамику дискуссиям придали доклады, посвященные конфессиональным подходам к пониманию религиозной свободы и демократии. Типология католического, православного и протестантского «богословия свободы» показала реальное разнообразие традиций и при этом очевидное единство в многообразии, основанное на презумпциях личностной свободы в отношении к Богу, выбора веры или неверия, суверенности внутренней территории личности, духовной автономии перед социальными институтами.
Известно, что христианство имеет богатый опыт жизни и выживания при самых различных политических режимах и общественных формациях, но наиболее близким его ценностям оказывается демократический способ организации социальной жизни. Поэтому судьба демократии в постсоветских странах становится самой насущной темой для социально-богословских дискуссий внутри христианских церквей.
Представители религиозных сообществ констатировали, что доминирующей тенденцией всего постсоветского пространства стала целевая поддержка государством избранных конфессий, лояльных политической власти, и при этом сужение прав меньшинств. Такая политика не учитывает реального плюрализма и провоцирует обострение межконфессиональных отношений. Это справедливо для Казахстана, где государственные преференции православному христианству и суннитскому исламу, может, и выглядят оправданными, но тем более справедливо для Украины с ее традиционным христианским разнообразием.
Опасение вызывают попытки законодательно закрепить неравенство конфессий и ограничить религиозную свободу, но не меньшую тревогу вызывает очевидное расхождение между демократическим фасадами и законодательными нормами постсоветских стран, с одной стороны, и реальной правовой практикой, избирательным правоприменением, государственным и общественным давлением на конституционные свободы, с другой стороны.
Несмотря на демократические законы, принятые после распада СССР и защищающие религиозные свободы в Украине, России и других постсоветских странах, общественная ситуация и структура религиозной жизни сегодня уже не отвечают прежним декларациями и зафиксированным нормам, что вызывает соблазн для «титульных» религий перекроить законы под себя и законодательно оформить их политическое и культурное доминирование (такие пожелания звучали и на конференции).
Религиозная свобода всегда в опасности. Ее мониторинг и защита – ответственность не только религиозных лидеров и религиоведов, но всего общества, если оно не хочет распрощаться с завоеванными свободами по очереди, начиная с такой «далекой и не важной», как свобода совести, т.е. собственный внутренний суверенитет, и заканчивая более любимыми свободами экономическими и политическими.
Религиозная свобода всегда в опасности
От
chmn
Комментариев нет
5-6 августа в Киеве прошла международная конференция на тему «Свобода религии и демократия: старые и новые вызовы». В конференц-зале Национальной академии наук Украины собрались ученые, эксперты, журналисты, политики, представители церквей и религиозных организаций. Невиданная жара не помешала работе, в насыщенной программе приняли участие докладчики из США, России, Германии, Австрии, Словакии, Франции, Норвегии, Армении, Казахстана и Белоруссии.
В то время как научные конференции проходят в полупустых залах, данная международная встреча привлекла повышенное внимание. Помимо прочих причин этого стоит назвать хотя бы одну: свобода совести – тонкое мерило демократии, начало всех других свобод, тревога за судьбу которых в постсоветском мире усиливается не по дням, а по часам.
Конечно же, специалисты обсуждали мониторинговые данные и аналитические выводы по состоянию религиозной свободы, но при этом чувствовались душой и даже кожей другие измерения свободы – социальное, экзистенциальное, богословское.
Динамику дискуссиям придали доклады, посвященные конфессиональным подходам к пониманию религиозной свободы и демократии. Типология католического, православного и протестантского «богословия свободы» показала реальное разнообразие традиций и при этом очевидное единство в многообразии, основанное на презумпциях личностной свободы в отношении к Богу, выбора веры или неверия, суверенности внутренней территории личности, духовной автономии перед социальными институтами.
Известно, что христианство имеет богатый опыт жизни и выживания при самых различных политических режимах и общественных формациях, но наиболее близким его ценностям оказывается демократический способ организации социальной жизни. Поэтому судьба демократии в постсоветских странах становится самой насущной темой для социально-богословских дискуссий внутри христианских церквей.
Представители религиозных сообществ констатировали, что доминирующей тенденцией всего постсоветского пространства стала целевая поддержка государством избранных конфессий, лояльных политической власти, и при этом сужение прав меньшинств. Такая политика не учитывает реального плюрализма и провоцирует обострение межконфессиональных отношений. Это справедливо для Казахстана, где государственные преференции православному христианству и суннитскому исламу, может, и выглядят оправданными, но тем более справедливо для Украины с ее традиционным христианским разнообразием.
Опасение вызывают попытки законодательно закрепить неравенство конфессий и ограничить религиозную свободу, но не меньшую тревогу вызывает очевидное расхождение между демократическим фасадами и законодательными нормами постсоветских стран, с одной стороны, и реальной правовой практикой, избирательным правоприменением, государственным и общественным давлением на конституционные свободы, с другой стороны.
Несмотря на демократические законы, принятые после распада СССР и защищающие религиозные свободы в Украине, России и других постсоветских странах, общественная ситуация и структура религиозной жизни сегодня уже не отвечают прежним декларациями и зафиксированным нормам, что вызывает соблазн для «титульных» религий перекроить законы под себя и законодательно оформить их политическое и культурное доминирование (такие пожелания звучали и на конференции).
Религиозная свобода всегда в опасности. Ее мониторинг и защита – ответственность не только религиозных лидеров и религиоведов, но всего общества, если оно не хочет распрощаться с завоеванными свободами по очереди, начиная с такой «далекой и не важной», как свобода совести, т.е. собственный внутренний суверенитет, и заканчивая более любимыми свободами экономическими и политическими.
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий