no
4/Вера/slider

черновики к статье о Руси и "русской" вере

Комментариев нет

...часто люди выбирают «свою веру», пустую, напрасную (суе-верие). В каком смысле напрасную? Суеверие вроде бы помогает жить хорошо, «работает» на человека. Но ничего не меняет в самом человеке, не открывает для него мир духовный, не ведет к Богу.
Т.е. «своя вера» очень даже удобна для человека или целого государства, но совершенно бесполезна с точки зрения Бога.
Выбор «веры» усложняется политическими, идеологическими, коммерческими интересами. Удивительно, но «духовный», «богоносный», «православный», «святой» русский народ выбрал христианство не сердцем, а хитрой головой.
По легенде князь Владимир долго и придирчиво выбирал между иудейской, мусульманской и христианской «верами». Согласно «Повести временных лет», князь с удовольствием слушал о вере мусульман, «так как и сам любил жен и всякий блуд…Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того». Не принял Владимир и папских посланников, т.к. «вера отцов» для него была важнее учения «какого-то» апостола Павла. Отверг князь и хазарских евреев: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или и нам того же хотите?».
В конце концов красноязыкий философ, подосланный греками, «браня все законы», заинтересовал Владимира своим православием. Церковная красота, пение и служба архиерейская покорили сердца русичей. К тому же христианский Бог помог Владимиру покорить Корсунь и выздороветь от глазной болезни. Красивая и полезная вера пришлась по душе князю, на нее можно было опереться, использовать в политике.
Как говорил писатель Николай Лесков, «Русь была крещена, но не просвещена». Суеверие обитает в потемках и боится света. Свет испытывает веру, разоблачает мнимую и ложную.
Что-то похожее произошло с убежденным приверженцем иудейской веры Савлом. Его озарил свет небесный, поверг наземь и ослепил. Оказалось, что, будучи человеком верующим, защитником «веры отцов и дедов», он не знал Бога. В растерянности Савл вопрошает: «Кто ты, Господи?.. Что повелишь мне делать?».
Позже апостол Павел поясняет, на чем основывает живая вера – на реальной трансформации духа, связанной с фактом воскресения Христа и со-воскресением с Ним: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор. 15:17). Т.е. вера связана с неким моментом истины, когда жизнь чудесным образом преображается, обновляется.
Если Бог воплотился и умер, это печальная история, мало что меняющая. Но если Он воскрес и жив, то Его присутствие преображает жизнь людей. Воскресший Иисус встречает фанатика Савла и превращает его в Павла, христианина, апостола.
Радикализм этого «превращающего момента» можно больше понять, читая письмо апостола к Галатам: «Во Христие Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Галл. 5:6). То, что составляло ядро его прежней веры, веры его народа, Павел почитает второстепенным, малозначимым, а на первое место ставит «веру, действующую любовью». Любовь распространяется уже не только на своих – свой народ, «свою веру», но и на эллинов, и на варваров.
Именно такая любящая вера преобразила и личность самого Савла-Павла. В слове о кресте, в истории о страдающей любви мало эстетики, для утонченных греков все это выглядело юродством. В обращении в христианство, тогда гонимое и малочисленное, не найти политической целесообразности и элементарного здравого смысла, для бывших друзей это выглядело безумием. А для самого апостола вера в любящего и страдающего Иисуса стала «силой Божьей», движущей и вдохновляющей на служение и подвиги.
Вера, действующая любовью и сильная Богом, не тешит любопытство, но бросает вызов человеку, его готовности измениться полностью, родиться заново.
История Савла говорит о перерождении Савла в совершенно нового человека. В истории князя Владимира, названного в православии «равноапостольным» (т.е. равным и апостолу Павлу), об этом нет ни слова. Да, строятся церкви, топятся идолы, заключаются династические браки и военные союзы, крепнет государство. Но веры мало, а любви еще меньше. Умирает князь в лихое время войны с двумя родными сыновьями Святополком и Ярославом.
Конечно, мы мало знаем о реальной жизни исторического князя Владимира. Возможно, наряду с политическими мотивами, имело место и покаяние, искреннее обращение к вере, духовное преображение личности. Но история закрепила другое – его военные и политические успехи. Жаль, что именно они вспоминаются в первую очередь, а не личность и личная вера самого князя Владимира.
Сегодня популярно говорить о национальной, исторической вере, которая выступает культурообразующим фактором, делает страну консолидированной и сильной. Вот только чем сильной? Ясно, что не любовью, а ненавистью, ксенофобией против чужих, инаковерующих.
Социологи свидетельствуют, что в стране больше «христиан», чем верующих. Т.е. больше тех, кто выбирает себе христианство как культурный и политический национальный брэнд, мало задумываясь, что перед Богом такая вера окажется пустой, беспомощной, ложной.
Россия до сих пор живет как витязь на распутье. Без Бога погибель, но по-Божьи жить не хотим и не умеем. Обращение к живой вере, покаяние, духовное обновление гораздо важнее и действеннее, чем проекты «модернизации» или «русского мира». Признаком национального обращения и неподдельной веры будет действующая любовь, когда измененные люди будут едины вокруг воскресшего Христа, будут служить Ему и друг другу. Иначе вера тщетна и мы живем так, будто Христос не воскрес, будто Он не встретил Савла, будто Владимир Русь не крестил, будто и не было тысячелетнего христианства на Руси...
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no