no
4/Вера/slider

Конгресс ВСЕХ в Москве: старые конфликты и новые возможности

10 комментариев





В Москве завершился Второй конгресс Всероссийского содружества евангельских христиан (ВСЕХ), проходивший 26-28 апреля. Конгресс собрал около 700 пасторов, теологов, проповедников, миссионеров из среды самых разных евангельских церквей России и других бывших советских республик.
Со времени первого конгресса (2009 г.) ВСЕХ стал зонтичным объединением не только для церквей, входящих в содружество, но и для общин других союзов; стал общей площадкой для общения, партнерства, выработки евангельской идентичности.
Как известно, ВСЕХ возник на почве конфликта с традиционными баптистскими церквами (РС ЕХБ), до недавнего времени считавшихся полноправными и главными преемниками евангельского движения второй половина XIX – начала XX вв. Начавшись как политический проект, в попытках легитимации ВСЕХ апеллировал к наследию Ивана Проханова, представляясь продолжателем этой прерванной исторической линии.
Независимо от оценок политической составляющей проекта ВСЕХ (явная конкуренция с РС ЕХБ, личные амбиции лидеров, провластная и урапатриотическая риторика, специфичная социальная позиция, сочетающая антизападничество, евразийство, русское мессианство с политически и экономическим активизмом), ему удалось предложить новую форму объединения для евангельских церквей.
Спрос на эту форму рос последние десять лет, с тех пор, когда традиционные евангельские союзы вступили в стадию застоя, когда привычные формы перестали соответствовать изменившимся социальным обстоятельствам и динамике церковного роста.
Независимо от воли организаторов, ВСЕХ объективно отвечает запросам на необременительную форму сотрудничества, децентрализованную модель взаимоотношений между родственными евангельскими церквами. Так что помимо старых конфликтов между баптистами и евангельскими христианами, традиционализмом и социал-активизмом, узким конфессионализмом и широким межцерковным объединяющим альянсом, идея ВСЕХ несет в себе новые возможности для диалога и партнерства союзов и церквей, когда никто не перестает быть собой, но все ощущают себя частью чего-то большего.
Российское движение евангельских христиан становится альтернативой традиционным союзам евангельских христиан-баптистов. Отличия очевидны - в структуре (сетевое взаимодействие без централизации), в межцерковном охвате (в рамках ВСЕХ возможно как общение разных союзов, так и отдельных поместных церквей, не покидающих своих объединений), в социальной позиции (активная контекстуализация в современных российских условиях), в теологии (преодоление традиционных внутрицерковных, малоактуальных споров).
В силу известной одиозности лидеров ВСЕХ, конгресс бойкотировался баптистскими церквами. Но неучастие официальных лиц РС ЕХБ не означает, что событие прошло без внимания соседей. За ходом конгресса и развитием ВСЕХ пристально наблюдают многие церкви и христианские организации.
Останется ли ВСЕХ амбициозным проектом отдельных лиц, используют ли его в политических целях, или возобладает здравомыслие и стремление к христианскому единству?
Идеи и лица конгресса подтверждали соседство и противоборство всех этих возможностей. Появление ВСЕХ открывает большие возможности для оживления евангельского движения в России. Будем надеться, что старые конфликты, личные амбиции и политические интриги лидеров не перечеркнут добрые начинания, благие пожелания, искреннюю веру большинства участников конгресса.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

10 комментариев

  1. Хорошие мысли. Буквально 2 мысли для реакции.
    1.Идея создания площадки - правильная. Но не уверен, что ВСЕХ станет таковой.
    2.Может ли РС ЕХБ развивать подобную площадку без обвинений в давлении или скрытых мотивах (на уровне молодежи это получается уже несколько лет)?

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Пока непонятно,что это - очередное "парадное мероприятие" или кроме трациционных "шире расширить, глубже углубить и выше поднять" были, наконец, хотя бы отчасти хоть какие-то конструктив и конкретика. Надо ждать материалов данного мероприятия - надеюсь, они будут доступны (в отличие,кстати, от таковых для последнего съезда баптистов!). Хотелось бы познакомиться "с подробностями" - пленарные,секционные доелады, дискуссионная часть etc. Надежды на реальный позитив "в сухом остатке" - немного,но она, как известно, умирает последней. Уж больно не хочется писать очередные "невеселые заметки"...

    ОтветитьУдалить
  4. Думаю, что о возможностях и перспективах того или иного Объединения, Союза и т.д. можно судить после того, как происходит смена лидера, то есть уходит тот, кто стоял во главе в момент создания организации. Обычно, если это был "проект под человека", то всё потихоньку (или не потихоньку) начинает разваливаться, а, если нет - то продолжает существовать и развиваться.

    ОтветитьУдалить
  5. 1. Евгений, ВСЕХ может стать площадкой общения и взаимодействия, а может и не стать. Я не уверен, но шанс есть. 2. У РС ЕХБ, если он не пойдет на широкий евангельский альянс, шанса создать платформу почти нет - мешает конфессионализм и консерватизм

    ОтветитьУдалить
  6. Думаю,что монополии на наследство Проханова быть не может.Надо бороться не за наследство имени, а за преемство идей.А об этом говорят мало,почти не вникают

    ОтветитьУдалить
  7. Причем за преемство идей не Проханова даже, а Христа. "А об этом говорят мало,почти не вникают"...

    ОтветитьУдалить
  8. Сегодня союз ЕХБ боится оттока церквей в ВСЕХ,потому что очень много есть церквей,которые по своим параметрам,стилю служения и мышлению никак не соответствуют шаблонам баптистов.Узость взглядов и конфессионализм,приверженность традициям,двойственность стандартов и поведения,пренебрежительное отношение к другим церквям-вот что мешает баптистам развиваться.Если во ВСЕХ не будет всего этого - то тогда будет очень большая волна оживления и оздоровления церквей.А отток людей из ЕХБ в другие церкви неизбежен,потому что многих не устраивает положение дел и атмосфера в церквях ЕХБ.

    ОтветитьУдалить
  9. Очень правильно отмечена политическая амбитность руководства ВСЕХ.
    Идея такого объединения положительна и прогрессивна в своей природе. Но люди, стоящие в руководстве (в частности, Семченко) своей бизнес- и политической активностью похоронят все светлые начинания.

    ОтветитьУдалить

no