no
4/Вера/slider

Единство в Духе, Теле и Любви. І Кор . 12:1-31

Комментариев нет


(Гомилетический комментарий)

Сегодня церковь еще сохраняет свой традиционный авторитет, в нее изредка заходят, чтобы причаститься таинственной атмосферы или благолепных слов проповеди. Но все меньше и меньше людей чувствуют себя частью церкви, ощущают живую связь с ней. Еще меньше служат в церкви и ее миссии. Помимо других причин, виной тому - разделения между клиром и миром, институализация церкви, ее отстраненность от реальных проблем.

Перечитывая апостольские послания, мы можем увидеть, что церковь как сообщество христиан никогда не была святой, нас может удивить ее кризис, длящийся с первых дней ее существования. В церкви всегда были проблемы – это новость плохая, неприятная для тех, кто ищет в христианской истории «золотой век». Но при всех своих проблемах церковь оставалась Церковью – Телом Христовым. И в этом содержится хорошая новость: то, что по отдельности выглядит «слишком человеческим», в единстве с целым оправдывается, дополняется, освящается.

Отвечая на проблемы, появившиеся уже в первых христианских общинах, апостол Павел подчеркивает важность единства, соборности, общинности христианской жизни. Он обращается не столько к индивидуальному, сколько к коллективному началу. Более того, апостол хочет, чтобы индивидуальное начало, жизнь каждого христианина стали частью общего, частью единой церкви.

I. Исповедание Христа Господом – знак Духа Святого
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

В мире, где человек с его естественной и неистребимой жаждой веры и Бога легко становился и становится жертвой психологических манипуляций или темных сил, христиане могут быть спокойными и уверенными в том, что, признавая Господство Христа, они находятся под Его покровительством и движимы действительно Святым Духом.

По мнению библеистов, в этом отрывке приведен христианский боевой клич, «первый символ веры»- «Иисус – Господь», выражавший зависимость от Бога, доверие и преданность Ему (Кузнецова В.Н. Первое Письмо христианам Коринфа. Комментарий. – М., 2007. – С. 213). Человек, решившийся признать господство Христа в условиях преследований, готовый заплатить за это исповедание своей жизнью, явно боялся Бога больше, чем людей, и был движим не выгодой, но Духом Святым.

«Если в человеке есть Божий Дух, он не скажет: «Будь проклят Иисус!» (Современный Русский перевод РБО, 2011). Т.е. исповедание Иисуса Господом связано с присутствием Духа Святого, с пониманием истины и мужеством следовать ей, которые даются христианину свыше. Это было вовсе не похожим на то, как «верили» язычники, как они поклонялись идолам в несвободе и страхе, как их «неудержимо влекло» помимо свободной воли и разумного следования.


II. Единство в Духе (духовное единство)
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Все дары должны служить церкви, мы не должны пренебрегать ими или оставлять за дверью при входе в храм.
Здесь Павел говорит о двух важных истинах: во-первых, дар каждого ценен потом, что он исходит от Духа Святого, дар дарится человеку Богом; во-вторых, дар предназначен для служения другим, для возмещения чьей-то недостачи. Эти два аспекта можно назвать, соответственно, духовным и функциональным.

Духовный аспект показывает важность любого дара как не человеческой способности, но духовного качества. Нет менее или более духовных даров, через каждый дар действует Дух Святой.

Павел демонстрирует многоразличность даров внутри церкви, необходимых для ее созидания и полноценной жизни: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков. Каждый из них равнозначен и не заменим.

Но если уж и строить определенный порядок, но можно заметить, что самые «чудесные» идут в конце.

III. Единство и многообразие в Церкви - Теле Христовом (согласование функций).
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где [было бы] тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?

Твой дар кому-то нужен, а уж Богу тем более. Американский историк церкви Пол Вальер после моей лекции о протестантизме на летней богословской школе задал непростой вопрос: «Почему в протестантских общинах на Западе так много даровитых богословов, а церковь лишь уменьшается? Не потому ли, что они не служат ей, что им уютнее в своих кабинетах?». Соглашаясь с его мыслью, я продолжил ее: «Не потому ли они не служат церкви, что церковь сама отказалось от своих талантов, боясь их острой мысли и сложных вопросов?».

Не потому ли церковь сегодня переживает кризис на фоне головокружительных успехов науки и техники, что она отказалось от многих даров – от предприимчивости, интеллекта, здоровья, энтузиазма своих прихожан?
Современный человек зациклен на себе, на самоудовлетворении. А верующий – на личном спасении. Но Павел обращается ко всей общине, а не к отдельному индивиду, призывая всех христиан быть частью большего, частью единого тела.
В теле нет ненужных функций. К сожалению, мы не все функции знаем и не всеми возможностями пользуемся. Такое незнание или открытое пренебрежение часто приводит к отмиранию способностей. Нет людей ненужных, нет пустых даров. Всем и каждому есть место в церкви.

Павел перечисляет уважаемые функции – апостольскую, пророческую, учительскую, чудотворческую, целительскую, вспомогательную, управленческую, и лишь в конце снова вспоминаются языки и их истолкование. Т.е. то, что коринфские христиане считали самые важным в духовной жизни, апостол ставит в конец.

IV. Дар больший (единство в любви)
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
(1Кор.12:1-31)

Крупнейший современный библеист Ричард Хейз сравнил отношения внутри мирской античной общины и общины христианской. На первый взгляд, все очень подобно. Так Эпиктет мог советовать античному человеку почти Павловыми словами: «Не планировать что-либо так, как если бы он был независимой единицей, но действовать как часть тела, которая если бы могла понять суть законов природы, никогда не приняла бы решение, не подумав о пользе для всего тела» (Diss. 2.9.4). Но мотивы оказываются разными: «Эпиктет мыслит следующим образом: если вы живете как гражданин в рамках общественного строя, следовательно, вы должны поступать, помня о своем месте в рамках установленного порядка (diataxis). Он далек от мысли, что нужно поступать самопожертвенно или подчинить собственные интересы ради блага других. Представление о том, что кто-то может (или должен) служить любовью ближнему в сообществе, остается невообразимым и немыслимым в контексте рассуждений Эпиктета» (Ричард Хейз. Христология и этика в Послании к Галатам // «Богослов года». Рассылка издательства Коллоквиум. - №3.).
Другой библеист, Г. Бетц цитирует как «самую интересную параллель» отрывок из Ксенофонта (2.7.1-14), в котором Сократ обращается к своему раздосадованному другу Аристарху: «Каждый должен делиться трудностями с друзьями». Однако когда Аристарх доверяет Сократу свои экономические трудности, Сократ отвечает ему советом о том, как лучше управлять домашним хозяйством. Как показывает история, совет Сократа помог Аристарху; однако такое ношение бремени существенно отличается от самопожертвенной любви, о которой Павел говорит галатийцам. Сократ стал советником Аристарха, но едва ли его рабом» (цитируется по названному тексту Ричарда Хейза).

Таким образом, Павел учит не столько личной нравственности или общественному моральному порядку, но совместному жертвенному способу жизни в общине, основанной на идеале жертвенной Христовой любви.

И уже следующая глава Послания к Коринфянам открывается известным «гимном любви» - той любви, в которой разделения тонут и лишаются малейшего оправдания; той любви, которая явлена в жизни и смерти Христа; той любви, без которой доктринальное или функциональное единство останется пустым и бессмысленным.

Открывая этот «высший дар», «превосходнейший путь», Павел выступает не морализатором, созвучным античности, и не духовным учителем, приемлемым в иудейском сообществе. Здесь открывается сердцевина христианства, как личностной религии «веры, надежды, любви», личностной причастности к Воплощенному Богу, Любящему человека и Умершему за него.

Величина даров и первенство служений подчиняются Любви как главному выражению Божьей природы и главной Его заповеди людям.

author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no