no
4/Вера/slider

Что такое «баптизм без кавычек»?

Комментариев нет
Комментарий к названию моей книги
(«Баптизм без кавычек». – Черкассы: Коллоквиум, 2012)


Обычно в кавычки помещается то, выпадает из общего ряда; что не совсем совпадает с общепринятым значением или традицией понимания; о чем можно сказать «как бы», «в каком-то смысле», «так называемый».
Постсоветские баптисты и сами задаются вопросами, насколько их самоназвание соответствует историческому пути и актуальному самопониманию. Как оказывается, им не совсем по пути с баптистами западными, некоторым из них гораздо ближе традиция анабаптистов или православных сект. Многие хотят именоваться «просто» «евангельскими христианами», а отдельные пасторы предпочитают даже «просто христианство». Все эти переименования свидетельствуют о том, что «баптизм» не связывается с историко-культурным и богословски-конфессиональным планами (конфессиональной историей и богословием западных баптистов, а тем более их предшественников-реформаторов). Название отсылает к истории не европейской, а евангельской – к темам крещения, сознательной веры, спасения по Благодати.
В ситуации, когда имя выбиралось не по точному соответствию, а по приблизительной схожести, кавычки становятся неизбежными. Кавычки отражают удвоение, усложнение исторического кода традиции, нетождественность и специфичность внутри титульной, одноименной конфессии.
За спорами об имени стоит простая жизненная ситуация: я еще не знаю, не осмыслил себя, поэтому соотношусь с тем, что наиболее близко и понятно в данных условиях. Так баптисты - часть западного протестантизма, известная своим консерватизмом в богословии и активностью в миссионерстве, - оказались наиболее близкими для тех, кто искал простой евангельской веры вне казенного православия.
Название баптисты, которое уже в советское время станет упрощающе-объединяющим для большинства евангельских групп в протестантизме, изначально было приблизительным, «почти как баптисты», «как бы баптисты», «скорее баптисты».
Сегодня идентичность религиозных групп поддается небывалому испытанию – большинство из них вовсе не нужны постсекулярному обществу, да и сами ощущают внутренний разрыв с историей, в том числе собственной. Баптисты, ставшие частью прошлого как борцы за свободу совести, нонконформисты, активные миссионеры, строгие моралисты, почти фундаменталисты в богословии, сторонники общинного демократизма и проч., могут остаться без будущего. Потому что надвигающееся будущее требует идентичности актуальной, обновленной; требует точности в именовании, никак не приблизительности; требует постоянного раскавычивания в совершенно новых ситуациях, вопрошания и переосмысления.
Без кавычек баптизм остается наедине с открытым миром, где нет знакомых ситуаций – ни Реформации XVI в, ни баптистского движения XVII в., ни евангельского пробуждения XIX в., ни церковной субкультуры века XX. Без кавычек приходится отвечать на вопрос о себе, свой идентичности радикально честным и прямым образом – без долгих исторических экскурсов и политкорректных оправданий. Тогда получается, что заученное и закавыченное до сих пор имя - «не совсем то». Возможно, его заимствование было оправданным, но теперь это имя «скорее чужое» («как бы чужое», а не «как бы свое»), за ним чужая история, чужое богословие, чужая культура.
Баптизм без кавычек оказывается под вопросом, как и постсоветский евангельский протестантизм в целом. Называться по аналогии с западными течениями без ответственного продумывания такого выбора – исторически конъюнктурное решение. Сегодня очевидна нужда в додумывании принятых ранее решений. С одной стороны, нужно вернуться к азам «просто христианства»; с другой стороны, понять свою специфичность в нем. В этом смысле раскавычивание означает возвращение в большую традицию в качестве ее части. Отечественный баптизм, как часть этой истории, возник на стыке разных традиций и его имя весьма условно. В свою очередь из баптизма выросли и продолжают отпочковываться новые течения и группы с отличными именами. Так что та отечественная традиция, которая сегодня именуется баптизмом, перерастает свое имя, выходит за отведенные им пределы. Возможно, ответы на вопросы о своей идентичности открываются именно за пределами кавычек, когда снимается болезненная сосредоточенность на себе, и баптизм понимается как часть большой традиции, которая продолжается через него. Только без кавычек можно стать частью – с благодарностью к истории и с ответственностью за будущее.


author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no