no
4/Вера/slider

О православных реформах и христианской Реформации. Взгляд протестанта

1 комментарий




Болезненные процессы внутри разделенного украинского Православия с разочарованием наблюдает и внешнее христианское сообщество, в том числе протестанты. К сожалению, наблюдают не так внимательно, как стоило бы, поскольку многие болезни, унаследованные от советского времени, и многие соблазны современной украинской ситуации, характерны для всех конфессий. Иногда наблюдают с неоправданным злорадством, а иногда с чувством оправданной выгоды – пока православные бьются между собой, протестантов на время оставят в покое.
Судьба Православия связана с протестантизмом «идеально», а потому мало ощутимо и почти недостижимо близко – единством веры и вселенской Церкви. Конечно же, сейчас иерархам не до таких высоких и утопических тем. Но есть гораздо более приземленные и практические аспекты единства, с которых оно начинается и в которых зреет к видимому проявлению единства Христова Тела, единства в Духе и единства в Любви. Речь идет о таких реформах внутри каждой Церкви, которые вернут ее (Церковь) к евангельским идеалам и приблизят к духовным запросам общества.
Необходимость в реформах очевидна извне и обсуждается внутри. Пока доминирует практическо-прагматический подход к реформам, но с него может начаться дискуссия о большем – о Реформации. Последовательное продумывание реформ для блага одной Церкви неизбежно подводит к мысли о необходимости Реформации для блага единой Церкви.
Сегодня можно и нужно говорить о такой Реформации, которая затронет и православие, и протестантизм, и католицизм – все основные христианские конфессии. Полуреформация – это реформа православия (или любой другой конфессии) с целью исправления его социального имиджа, повышения миссионерской эффективности и улучшения его управленческой структуры. Но те реформы, которые не ведут к Реформации, окажутся недостаточными.
Возможна ли Реформация в постсоветском Православии? Маловероятна, но все же возможна и даже необходима. Постсоветское Православие не стало ни российским, ни украинским. Оно продолжило курс на изоляцию от Православия мирового и сохранило связь с губительной традицией симфонизма. Локальный традиционализм, местничество, лжемессианское превозношение, близость к власти, хорошо видимые извне, - лишь зримые проявления внутренней болезни церковного тела.
Реформы без Реформации принесут лишь эффект краткосрочных и внешних улучшений – имиджевых (Церковь будут воспринимать лучше), управленческих (Церковью будут управлять лучше), количественных (в Церковь будет приходить больше).
Тем временем христианский мир близится к пятисотлетнему юбилею европейской Реформации. 2017 год станет историческим рубежом и вопросом для Церквей некогда реформированных, и Церквей никогда нереформированных: как оценивать Реформацию пять столетий спустя; продолжается ли Реформация сегодня; в чем проявляется реформационное движение; не приближается ли Церковь к очередной Реформации?
Каким должен быть протестантизм, чтобы стал возможным диалог с Православием? Каким должно быть Православие, чтобы восстановилось общение с протестантами? Можно ответить, что каждый должен оставаться собой, но это не совсем по-христиански. Апостольские мудрость и смирение проявлялись в готовности отказаться от того, что соблазняет брата (Рим. 14:21), в способности быть для всех всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых (1 Кор. 9:22). Подобным образом надлежит мыслить и сегодня – задаваться вопросами, как реформы одной Церкви могут способствовать оживлению Церкви единой, как внутренние преобразования помогут межцерковному сближению и обновлению единства, как перемены внутри Церкви повлияют на судьбы внецерковных людей и общества в целом?
Для протестантов истина о Церкви реформированной и постоянно реформирующейся (Ecclesia Reformata et Semper Reformanda) - ясная, признанная, но утраченная и почти забытая. Для православных – странная и дерзкая, по меньшей мере, дискуссионная.
Но и для первых, и для вторых, именно идея Реформации как непрерывного обновления Церкви, может стать объединяющей. Протестанты, забывшие о Реформации, и православные, возможность Реформации отрицающие, никогда не смогут говорить в режиме диалога, никогда не почувствуют родство, никогда не объединятся в деле служения и проповеди обществу.
Реформация выступает необходимым третьим символическим фактором в диалоге Церквей. Трезвое осознание необходимости обновления, смиренная готовность к преобразованиям, внимание и благодарное принятие дара другой традиции могут стать первыми шагами на пути к исцелению разделенного Православия, а затем и к возобновлению общехристианского общения.
В разговор двух всегда вмешивается внешний вызов. В Реформации нужно видеть общий знак, знамение для всех Церквей; нужно слышать голос Главы, напоминающий о простых и забытых истинах. Лишь при таком вслушивании возможен диалог как путь к утраченному единству.





author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

1 комментарий

  1. "Локальный традиционализм, местничество, лжемессианское превозношение, близость к власти, хорошо видимые извне, - лишь зримые проявления внутренней болезни церковного тела" - за исключением близости к власти, весьма знакомые и для меня как российского протестанта симптомы. Полагаю при этом (исходя из текстов обращений к госруководству глав протестанских конфессий), что и от близости к власти никто от них не отказался бы (будь таковая предложена).

    ОтветитьУдалить

no