http://www.invictory.org/news/story-44122-%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2.html
Один из заданных вопросов - о границах между Церковью и миром.
Михайле, сьогодні релігійно-суспільна сфера доволі активна: Церкви виступають з оцінками суспільно-політичних процесів, засідають християни-професіонали, суспільні теми хвилюють релігійні спільноти тощо. А чи у всьому у цій сфері християни витримують межу, чи все таки часом мусять йти на компроміси зі совістю? А, зі ншого боку, чи християнський фундаменталізм, який нерідко проявляється, особливо у біоетичних питаннях, не приносить більше шкоди, ніж користі? Тобто, чи можна вималювати якусь золоту середину у цій сфері? Які можуть бути орієнтири? Вибач за довге запитання. Щиро, Тарас Антошевський
Тарас, благодарю за вопрос – долгий и многогранный. Уже сам способ его задавания многое подсказывает – сдержанность, осторожность, обязательную дистанцию между христианством и миром.
Уверен, что черты “между” мы не выдерживаем, напряжение у этой черты такой сильное, что или хочется ее преодолеть и решительно пройти вперед (либерализм, модернизм и проч.), или отступить далеко назад (традиционализм, фундаментализм и т.п.).
Философы говорили, что культура обитает на границах (Бахтин). А богословы знают о нераздельности-неслиянности. Т.е. грань нужно удерживать, оставаясь собой, но не отстраняясь от мира, не уходя в изоляцию.
Мне вот что кажется (скорее, я даже уверен в этом): и фундаментализм, и модернизм – порождения прошлой эпохи, исчерпавшие себя. Уходить от мира нужно не в изоляцию и не в привычно старые формы духовной жизни.
Непринадлежноть миру, неоскверненность от мира, свобода от него достигаются не на поверхности (когда мы Церковь как фишки передвигаем туда-сюда, ближе-дальше) – дальше от грешной цивилизации, а в ГЛУБИНЕ.
И эта глубина доступна в любой точке, в любой ситуации. Вот этого не хватает всем христианским активистам, как и мне лично.
Еще больше этого не хватает христианским фундаменталистам, гневная пена у их рта – признак исчерпанности, неглубокости.
Открывая глубину, можно быть в мире, но не от мира. Когда корни в Боге, когда чувствуешь Его и реальность Его Царства, то становится возможной несуетливая активность и преображение мира, а не слипание с его падшей реальностью.
Так что нужно искать Бога и углубляться в Его жизнь, тогда поверность не сможет нас приклеить, а граница не будет пугать.
Комментариев нет
Отправить комментарий