Рабство – когда твоя свобода не в твоих руках. Это покушение на человеческое достоинство и образ Божий в человеке.
Бог задумал человека свободным и равным по достоинству среди других людей. Рабство – не Божье установление, но злое изобретение людей. В результате грехопадения человек пал, не удержал своей свободы, и вместо управителя мира стал рабом – себя и других.
Рабство – форма зависимости и неравенства людей. Родился рабом – обречен им оставаться. Проиграл войну – стал рабом победителя. Задолжал – продали в рабство.
В том или ином виде рабство было всегда. Раньше – как личная зависимость. Сейчас – как экономическая, политическая, культурная, духовная.
Уже во время апостолов Церковь определила свое отношение к рабству как неоднозначное: осуждалось насилие со стороны господ и поощрялось смирение со стороны рабов; и те и другие призывались не к разрушению общественного строя, но к христианскому преобразованию отношений между людьми разных категорий.
«Рабы, повинуйтесь своим земным господам со страхом и трепетом, от всего сердца, как если бы вы служили Христу. И не напоказ, как это делают подхалимы, а как рабы Христа, исполняющие волю Бога, от всей души. И с охотой, как если бы служили не людям, а Господу. Знайте, что Господь вознаградит за всякое доброе дело, кто бы его ни совершил, раб или свободный. И вы, господа, относитесь так же к рабам. Оставьте угрозы. Помните, что и у них, и у вас один Господин на небесах, а Он никому не оказывает предпочтения» (Эф. 6:5-9)
Из этих слов апостола Павла можно извлечь несколько важных идей, которыми стоит руководствоваться в богословских рассуждениях и нашей социальной позиции.
Во-первых, настоящий Господин всех – и рабов, и свободных, - Христос. Все принадлежат Ему в абсолютном смысле, а отношения между людьми становятся относительными, условными. «Рабы Христа» - самые свободные люди. А «господа без Христа» - рабы себя, власти, славы, денег.
Во-вторых, между рабами и господами оказывается Христос. Он разделяет их, спасая от искаженных грехом отношений господства-подчинения. Он же и объединяет в Божью семью, где нет «ни раба, ни свободного».
В-третьих, мотив послушания чужой воле – исполнение через все это «воли Божьей». «Служение людям» становится «служением Богу». Т.е. христиане все делают «как для Господа», зная, что для реализации Своей воли он иногда использует «господ».
В-четвертых, повиновение и служба «господам» ограничивается Божьим законом. Апостол говорит о «добром деле», никак не о злом. Злой приказ не только не запрещается не выполнять, но запрещается выполнять согласно Десяти заповедям и этике Нагорной проповеди.
В-четвертых, отношения между рабами и господами строятся на взаимной ответственности, а также на ответственности обеих сторон перед Христом.
Рабы должны качественно, от души и без подхалимства выполнять свою работу. Господа должны искать добра и справедливости, управлять без угроз, помня о своем подчинении Господу и о равенстве всех перед Ним.
Мы не живем в эпоху римского рабства, поэтому не можем твердо сказать, как звучала бы проповедь Павла для нашего времени, когда у рабства иные формы, но вполне можем руководствоваться этими принципами для формирования нашей социальной позиции.
Что мы скажем народу, который порабощен кучкой сказано богатых олигархов? Что мы скажем рабам, имеющим паспорт свободного, но работающим за копейки, без всяких прав и защиты? Что мы скажем тем гражданам, выбор которых игнорируют, а голоса фальсифицируют? Скажем ли только о повиновении? Или напомним их господам об ответственности?
Что мы скажем восставшим рабам, уставшим от кровожадных господ-насильников, преступников в законе? О страхе и трепете? Или о Божьей защите? О Господине, который может вмешаться и наказать несправедливых господ?
Осмелимся ли мы напомнить «господам» апостольские слова «Оставьте угрозы. Помните, что и у них, и у вас один Господин на небесах, а Он никому не оказывает предпочтения»?
Итак, все мы рабы, так как подчинены друг другу и соподчинены Христу. Все мы ответственны служить и подчиняться. А некоторые – руководить и наказывать. Но все при этом ограничены «добром», преступление против которого лишает легитимности отношения между господствующими и подчиненными. Мы рабы Христа и слуги добра. Мы освобождены от служения злу и подчинения власти зла. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Мы свободны от зла (мы не «рабы греха») и свободны для добра (мы «рабы Христа»).
Комментариев нет
Отправить комментарий