Знаменательно, что встреча лидеров состоялась по инициативе Евангелической Ассоциации Билли Грэма – ведущей миссионерской организации США и всего евангельского мира.
Примечателен и фон, на котором проходил этот диалог – агрессия России против Украины и обострение отношений России с США.
Российскую делегацию представляли глава ОВЦС РПЦ митрополит Илларион, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской С.В. Ряховский, первый заместитель начальствующего епископа, управляющий делами РОСХВЕ К.В. Бендас, первый заместитель начальствующего епископа Российской церкви ХВЕ Н.И. Залуцкий, руководитель администрации начальствующего епископа РЦ ХВЕ И.И. Боричевский, генеральный секретарь Российского евангельского альянса С.Л. Вдовин, председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов А.В. Смирнов, руководитель Отдела ВЦС РС ЕХБ В.К. Власенко.
Ни одного россиянина, представлявшего независимую от Кремля или, тем более, оппозиционную точку зрения, на встрече замечено не было.
В то время как российские протестанты выполняли роль статистов, основная роль была отведена митрополиту Иллариону – «министру иностранных дел» РПЦ. Служба коммуникации ОВЦС обнародовала текст выступления мирополита Иллариона (http://www.patriarchia.ru/db/text/3834342.html), благодаря чему есть возможность приобщиться к атмосфере той встречи и ее основном месседжу.
Во-первых, митрополит Илларион отдает дань уважения политически влиятельной организации Билли Грэма и многолетним дружеским контактам. «Ярким свидетельством традиции доброго сотрудничества Московского Патриархата с американскими христианами являются наши контакты с Евангельской ассоциацией Билли Грэма, основатель которой не раз бывал в России».
Во-вторых, напоминает о том, что протестанты Запада ныне уже не те и РПЦ не может с ними поддерживать общение. «К сожалению, к концу XX века в наших отношениях с некоторыми христианскими общинами США наступил серьезный кризис. Он был вызван либерализацией нравственного учения в этих общинах, отходом их от тех этических норм, которые заложены в общем для всех нас Священном Писании Нового Завета. В сегодняшнем плюралистическом мире процессы либерализации захлестнули некоторые христианские общины. Многие церкви весьма далеко отходят от библейского учения в этой сфере, даже если такая позиция не одобряется большинством членов данных общин».
В-третьих, благодаря хитроумной риторике митрополит обвиняет «либеральных» западных христиан в том, что является собственным грехом «консервативной» РПЦ. Он гневно обличает и горячо проповедует, предпочитая наступление вместо защиты. «Либеральные христиане часто говорят, что в обществе нужно сохранить стабильность. Однако, какую стабильность можно сохранить, благословляя грех? Церковь всегда была призвана возглашать правду Христову и обличать грех, даже вопреки требованиям общества и «власть имущих». Разве Христос стремился приспособить Свою проповедь к стандартам мира сего? Разве он обещал им стабильность, комфорт? Разве он обещал им, что их проповедь будет иметь успех?».
В-четвертых, после апологии христианского нонконформизма, митрополит тут же напоминает о приоритете большинства (которому должна покоряться и Церковь!) и общественной, а не личной морали, которую церкви должны собой поддерживать. «Сегодня особый акцент делается на правах и свободе индивидуума без учета интересов социума…. Сфера нравственности является широким полем для совместной деятельности христианских конфессий, сохраняющих приверженность учению Христа, выраженному в Священном Писании».
В-пятых, говоря о страданиях восточных христиан, представитель РПЦ тут же переходит на главную тему и прямо обвиняет Запад в организации «арабской весны» и терроризме «под маской борцов за свободу». «Одним из приоритетов межхристианского сотрудничества на нынешнем этапе является необходимость общей заботы о братьях и сестрах, которые сегодня терпят бедствие в различных регионах мира. Прежде всего, речь идет о последствиях так называемой «арабской весны». Вместе с тем нельзя забывать, что этот процесс изначально не носил стихийного характера. Его разрастание стимулировалось той политикой, которую в последние годы вели некоторые страны Запада в ближневосточном регионе, а также конкретными мерами по финансированию и вооружению боевиков-исламистов под маской борцов за свободу и демократические преобразования».
В-шестых, после обличения Запада митрополит Илларион переходит к обличению прозападной и «националистической» Украины, а также к прославлению особой неотмирной и неангажированной роли РПЦ. «Конфликт на Украине вызвал серьезный кризис в отношениях между Западом и Россией, которые стали говорить друг с другом на языке санкций. Мир вновь оказался в ситуации, подобной холодной войне. Напряжение подогревается информационной кампанией, которая активно ведется в СМИ. Мы ценим позицию тех церквей, которые смогли трезво оценивать происходящие события и воздерживаться от односторонних политических заявлений. Русская Православная Церковь неизменно призывает конфликтующие стороны к прекращению вражды, к отказу от бесперспективного языка санкций и ультиматумов и к поиску реальных путей решения накопившихся за время противостояния проблем. В отличие от других украинских конфессий, Украинская Православная Церковь не оказывает поддержки одной из сторон конфликта и остается чуждой политической ангажированности. Именно за это она постоянно подвергается нападкам со стороны националистических сил».
В-седьмых, словами своего посланника РПЦ выразила готовность вместе с американскими протестантами (и, скорее всего, за их же счет) помогать Украине (наверное, отправить новые «гуманитарные конвои»).
«Сегодня острой проблемой также является наличие огромного числа беженцев с востока Украины. Русская Православная Церковь оказывает посильную помощь этим людям, испытывающим нужду в самых необходимых средствах к существованию. Готовы к сотрудничеству в этой сфере с американскими христианами, а также к совместной работе в рамках международных гуманитарных проектов, связанных с восстановлением полностью или частично разрушенных войной городов и селений Востока Украины, которые переживают сейчас настоящую гуманитарную катастрофу».
Помимо эти основных тезисов, глава ОВЦС выразил надежду на пророссийский протестантско-православный альянс, направленный на спасение загнивающей цивилизации Запада: «Выражаю надежду на то, что нынешний форум откроет новую страницу в истории взаимоотношений христианских Церквей России и США, которые будут направлены на усиление совместного свидетельства о непреходящих евангельских ценностях и на решение многих гуманитарных проблем, стоящих перед современной цивилизацией».
Наконец, поясняя свою миссию, спикер РПЦ вновь напомнил о «правде для мировой общественности»: «Голос церквей должен быть независимым и возвышаться над политической конъюнктурой. Это то свидетельство, которое требует евангельской мудрости и смелости. Ради донесения такой правды до мировой общественности Московский Патриархат старается использовать самые различные площадки». Иными словами, митрополит признал, что «использует» «площадку» Евангелической Ассоциации Билли Грэма для выражение своей «правды» Западу, заблуждающемуся на счет мирной России и любвеобильной РПЦ.
В тот же день митрополит Илларион поздравил Билли Грэма с его девяносто шестым Днем рождения.
О чем говорит и само событие и его основное послание?
Прежде всего, о том, что крайности сходятся – консервативные протестанты и консервативные православные видят в Путине защитника «традиционных ценностей». Завеса «традиционалистской», «духовной», «охранительной» риторики позволяет Кремлю и его идеологической спецслужбе (РПЦ) манипулировать Западом.
Можно понять российских протестантов, которые из страха и традиционного приспособленчества заглядывают в рот обольстительным риторам РПЦ.
Труднее понять западных протестантов, позволяющих таким наглым гостям глумиться над собой, хулить свои церкви и свою страну у себя же дома, а тем более манипулировать добрым именем Билли Грэма в оправдание начинающейся большой войны против Украины, да и против всего Запада.
Да, у меня тоже это событие (визит российской делегации) вызвало большое недоумение. С российскими протестантскими функционерами все понятно. Они и в России поют дифирамбы путинизму. Странно, что их так привечали в США...
ОтветитьУдалить