Принято считать, что в СССР религию только ругали. Но справедливости ради, стоит отметить и симпатии ряда исследователей к объекту своего исследования. Отмечалось умение работать с людьми, знание психологии, отлаженная агитационная работа и проч.
В годы перестройки религиоведы стали отмечать прогресс в отношении верующих к науке, образованию, культуре.
Вот цитаты из книги Р.В. Надольского: "По данным социологических исследований, светской литературой интересуются 68,7 процента баптистов" (с. 55. Здесь и далее цит. по книге: Надольский Р.В. Баптизм в прошлом и настоящем. – Минск: Беларусь, 1987). "Утверждается, что самые значительные научные открытия совершают только истинно верующие ученые. В связи с этим баптисты объявили верующими И.П. Павлова, Ч. Дарвина и других гениев науки". (С. 16)"Богословы внимательно следят за достижениями науки и техники, научными открытиями, пытаются использовать их для укрепления своих позиция" (С. 15).
Сегодня этот бег по кругу завершен и некогда прогрессивные евангельские верующие из традиционных церквей снова закрылись в своем малом, внутрицерковном мире.
В целом, можно сказать, что надежды (и верующих, и неверующих) на то, что христианство сможет стать важным фактором преобразований в обществе, не оправдались. Свобода совести в годы перестройки была использована для прямого евангелизма и церковного роста, но никак не для интеграции в мир высокой интеллектуальной культуры.
Комментариев нет
Отправить комментарий