no
4/Вера/slider

О роли философии в прочтении традиций

Комментариев нет
Социально-философская проблематизация традиционных ценностей (ТЦ) вскрывает их вторичный характер, опосредованную связь с традицией и прямую связь с злободневной политической ситуацией. Постсекулярная рамка сделала возможным такой запрос со стороны власти к религии и богословию, который позволяет с их помощью, с избирательным заимствованием элементов религиозной традиции, сконструировать новые «скрепы» для политической жизни общества. Эта рамка, оформляющая и освящающая новую социально-политическую картину миру, позволяет оживлять традицию и использовать ее в современных, т.е. искусственных условиях. Так ценности отделяются от целостной и непрерывной традиции, включаются в злободневный дискурс и становятся оружием «святых войн».
В постсоветском контексте к ТЦ обращаются не только Церкви, но также государство и общество. В российском варианте ТЦ получили имя скреп, что знаменовало собой приоритет порядка над свободой и государства над обществом. В украинском случае запрос на ТЦ был сформирован гражданским обществом в ходе «революции ценностей» («революции достоинства»). Столь отличный выбор путей общественного развития с опорой на казалось бы схожий набор ТЦ продемонстрировал, что с одной и той же «христианской» традицией можно обращаться по-разному, что в процессе ее реконструкции и актуализации решающее значение получают внешние по отношению к ней современные факторы – политические, идеологические, социокультурные.
Задачей последующей социально-философской проработки этой «механики ценностей» и способа их производства должно стать различение в них элементов исконной традиции и злободневной политики, религии и насилия, ценностей и прагматики; выделение исторического субстрата ТЦ; осмысление взаимосвязи исторического, социально-политического и трансцендентального измерений на стыке социально-философского, религиозно-философского и богословского дискурсов.
Претендуя на традиционность, конструкторы ТЦ очевидно хотели бы избежать пытливого философского анализа, спрятать их корни в непроглядной тьме исторических догадок и мифотворчества. Тем важнее для общества, дорожащего своей свободой – не только духовной, но и гражданской, и интеллектуальной, - быть честным и критичным в отношении своих ценностей (и осторожным в отношении ценностей чужих и чуждых).
Но философия может сделать намного больше, чем просто замечать и критиковать незаконное присвоение и произвольное использование традиций и ТЦ. Она может показать то измерение ТЦ и тот способ диалога по поводу их разночтений, где традиционное и современное, религиозное и общечеловеческое не противостоят, а взаимно проявляются. Здесь критическая функция дополняется коммуникативной, а трансцендентное – трансцендентальным. Можно сказать и так: если дискурс ТЦ не будет корректироваться дискурсом философским, возвращение религии в публичное пространство будет непременно воинственным.

author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no