При разделе земли
Бог не забыл и про левитов. Все колена из своих уделов должны были выделить
левитам 48 городов с прилегающей землей. Шесть из этих городов были необычными.
Они назывались
убежищами, «куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно» (Числа
35:11).
Странное
соседство, не правда ли? Левиты, которые служат Богу и ведут особенно праведный
образ жизни. И здесь же преступники, запятнавшие себя кровью.
Это один из
великих парадоксов Библии – святость и кровь соседствовали, святость
достигалась через кровь жертвы, кровь преступника очищалась кровью жертвы.
Самое святое и
самое грешное не разделялись, а встречались и примирялись.
Священник
заступал собой грех. Левиты прикрывали собой преступников.
Города убежища
разделяли убийц и мстителей, позволяя обществу сказать свое рассудительное и
взвешенное слово.
Обычно было так:
«мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам
может умертвить его» (19). Вместо суда и следствия действовала простая месть.
Но в городах
убежища убийца мог скрыться от мстителя и дождаться суда, на котором решать
будет не мститель, но все «общество должно рассудить между убийцею и мстителем»
(24).
Если общество
решит, что убийство было неумышленным (т.е. убивший для убитого «не был врагом
его и не желал ему зла» (23), то убийца должен жить в городе убежища до смерти
великого священника. За пределами же города мститель будет вправе убить.
Бог напоминает
через Моисея: «Кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой
на ней крови, как кровью пролившего. Не должно осквернять землю, на которой вы
живете, среди которой обитаю Я» (33-34).
Кровь образует
замкнутый круг бесконечной мести. И Бог разрывает его. Вместо жертв человеческих – жертвы животных.
Вместо кровной мести – заключение в городах убежища.
Месть все
упрощает. Но Бог усложняет простую связь убийства-мести. Он хочет нашей
рассудительности, сознательности, ответственности.
Это особенно
важно по отношению к тем, чья вина не доказана и только должна быть
установлена. Но это имеет смысл и к тем, кто убил сознательно.
Каин убил брата,
но ему не мстят. Он ходит со своей меткой – и люди сторонятся его. Он носит
свою вину, и никакая месть ее не смоет.
И здесь даже
общество не рассудит. Здесь только Сам Бог может дать прощение и убежище.
Не спешим ли мы с
выводами о преступлении и наказании?
Есть ли место
рассудительности?
Найдутся ли те
святые, кто станут между виновным и мстителем, и не дадут осквернить Божью землю
новой кровью?
Комментариев нет
Отправить комментарий