Израиль не был
народом воинственным. Все, что он мог противопоставить врагу – не ярость и не
силу, но веру. Поэтому народ Божий не должен был смотреть на численность
противника, не должен был сравнивать силы: «Когда выйдешь на войну против врага
твоего и увидишь коней, и колесницы, и народа более, нежели у тебя, то не бойся
их, ибо с тобою Господь» (Втор. 20:1).
Здесь никогда не
было заградотрядов, здесь не стреляли своим же в спину. Здесь вдохновляли и
ободряли Именем Божьим. «Тогда пусть подойдет священник и говорит народу, и
скажет ему: «слушай, Израиль! Вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими,
да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь… ибо Господь, Бог ваш, идет с вами,
чтобы сразиться за вас» (2-4).
Роль священника
примечательна. Он покидает святое место своего служения, чтобы предстоять за
народ и на месте кровавом, на месте лютого боя. Именно здесь Имя Божье нужнее
всего, здесь оно спасает не в каком-то духовном, а в самом простом и понятном
смысле.
Здесь начинает
священник, а не военачальник. Его слово первое и главное. Его слово – от Бога.
Оно настраивает, возбуждает и укрепляет дух народа. И лишь потом выстраивается
боевой порядок.
Но как быть с
теми, кто не готов воевать? Надзиратели, ответственные за свои части, должны
быть уверенны в высокой мотивации воинов. Поэтому «кто боязлив и малодушен, тот
пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы он не сделал робкими сердца братьев
его, как его сердце» (8).
Не нужно
заставлять, запугивать, подталкивать. Народ – не пушечное мясо. Пусть каждый
определится и действует согласно голосу сердца.
Кроме того,
предводители народа должны думать не только о победах в битвах, но также о
будущем – о построенных домах, посаженных виноградниках, семьях и детях.
Новый дом,
молодой виноградник и едва рожденная семья не менее важны, чем военные победы.
Это символы той жизни, за которую ведутся сражения. И если все уйдут воевать, то
кто будет работать? Если дома и виноградники будут заброшены, если дети и жены
останутся без кормильцев, то не будет ли это самым страшным поражением?
Иными словами,
надзиратели не гнали всех на убой, но определяли место каждого – кому на поле
труда, кому на поле битвы. И лишь затем к своему делу приступали военные
начальники и вожди народа (9).
Не является ли
это условием успеха в битве и труде – найти каждому свое место?
Не должны ли мы
отпустить тех, кто вместо сражений призван к мирному и созидательному делу?
Если Бог за нас,
то не стоит ли нам смело идти за Ним, не оглядываясь на других и не принуждая
их к подвигам?
Комментариев нет
Отправить комментарий