Земля, которая
достается народу Израильскому, дается ему «во владение», «в удел». Но дает ее
«Господь, Бог твой». Эта обоюдоострая
мысль повторяется из главы в главу: земля твоя, но не забывай, Кто ее дал тебе,
перед Кем ты в ответе за себя и эту землю.
Если забыть то,
как эта земля получена. Если присвоить себе все победы. Если потерять чувство
меры и святости. То можно легко и скоро повторить судьбу проклятых народов
Ханаана – исчезнуть с лица земли.
Поэтому звучит
призыв: «не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел»
(Втор. 21:23). Конечно, очищения требует не только земля, но и народ, поэтому
должно молиться к Богу: «Очисти народ Твой, Израиля» (8).
И здесь же
показываются несколько примеров, как следует хранить чистоту народа и земли.
Если будет найдет
убитый, то жителям ближайшего города должно принести жертву и очиститься
(1-9).
Если захочет кто взять пленницу в
жены, та должна остричь голову и ногти, а затем оплакивать отца и мать в
течение месяца (10-13); после этого «смирения» ее можно будет отпустить, но не
продать и не отдать в рабство (14).
Если будет у кого две жены – любимая и
нелюбимая, и первенец родится от нелюбимой, то именно ему и будет принадлежать
первородство, как бы ни хотелось мужу угодить жене любимой (15-17).
Если будет
сын буйный и непокорный, то надлежит побить его камнями, и так «истребить зло
из среды себя» (18-21).
Если кого повесят на древе, то на ночь его нужно снять
и предать земле в тот же день (22-23).
Может возникнуть
вопрос. Разве эта земля уже не была осквернена языческими народами, которые
жили здесь задолго до Израиля? В конце концов, разве есть на всей планете
святое место?
Каждый отвечает
за свое место. Каждое поколение за свою эпоху. Каждый народ за свою историю.
Бог очищает
землю, восстанавливает ее, и лишь потом дает Израилю. Теперь Израиль отвечает
не за языческое прошлое и мрачные его тайны, но за свой период, за свое
поведение на этой земле.
При этом ясно,
что если будет найдет убитый, то кто бы его ни убил, очищаться придется нам.
Если будут найдет следы преступлений, то должно «смывать с себя кровь невинного»
(9).
Как нам
очиститься от тех убитых, что приходят к нам из советского прошлого, что лежат
непогребенными в расстрельных ямах, что взывают к нашей памяти немым криком дырявых черепов?
Как нам очистить народ
от старых преступлений, которые легче покрыть, чем признать?
Как истребить зло
из среды себя?
Как обновить и
исцелить нашу землю?
Комментариев нет
Отправить комментарий