Постсоветские
протестанты непрестанно ищут свою идентичность, которая не ограничивается
только Церковью. Эти поиски направляются пока еще смутными интуициями более
широкого контекста и других участников, так что протестанты ищут себя уже не в
изоляции от общества, но в диалоге с ним, т.е. в диалоге церковно-общественном
(чаще всего подменяемом «диалогом» государственно-конфессиональным, но это
другая тема).
Диалог это хорошо, но и
этого может быть мало, т.к. у Церкви не может быть со всем и со всеми прямого,
непосредственного отношения. Как правило, Церковь представляется и действует
через посредничество парацерковных структур или своих неуполномоченных
добровольных представителей в разных сферах и на самых разных уровнях. Так
Церковь в университете представлена не своим предстоятелем, а верующими
профессорами, которые, в свою очередь, если и выражают свою веру, то не в
прямой, но опосредованной форме. Причем не обязательно от этого представительства
Церковь получает прямую выгоду. Выходит, что есть зоны, где Церковь оказывает
влияние, но непрямое и незаинтересованное. Есть места, где люди Церкви
представляют ее ценности, но не от ее имени. Есть люди, которые не являются
частью церковной «системы», но делают для Церкви очень и очень много.
Итак, в диалоге Церкви и
общества не хватает третьего важного концептуального элемента, или богословского фона, на котором,
единственно на котором эти отношения могут быть оправданы и развернуты
богословски непротиворечивым образом. Речь идет о Царстве, Царстве Божьем. И
здесь сразу же возникает вопрос: а что это такое? Церковь – известная, зримая,
социально конкретная реальность. А где это Царство и зачем оно? На самом деле в
отношении Церкви тоже много неясного, она остается тайной, как и Царство. Но
при всей своей таинственности они могут отчасти проясняться в отношении друг ко
другу, т.е. они существуют в обязательной связи, вне которой теряют себя.
В среде постсоветских
протестантов вызрело чувство этой связи, но понимание еще не пришло. Поэтому в
документах конфессий пара Церковь-Царство употребляется все чаще, но без особой
разборчивости, довольно произвольно. Иными словами, уже есть согласие, общее
настроение, Церковь и Царство должны всегда быть рядом и вместе, но нет
ясности, что это значит и что из этого следует.
To be continued
Комментариев нет
Отправить комментарий