О протестантизме в целом
говорить не очень интересно. Почему? Потому что он очень разнородный, в нем
нужно разбираться, в нем нужно выбирать. У него богатая и запутанная история, в
которой сложно ориентироваться и легко потеряться. Живой интерес у
непрофессионалов появляется только тогда, когда за разными многими фактами и хитросплетениями развития можно увидеть
со-временность протестантизма, т.е. его открытость к современности, к тем, кто
задает вопросы сегодня.
Если и говорить, то о
протестантизме открытом. Он приглашает нас, отвечает нам, и задает свои
вопросы. Он открыт к откровенному разговору о том, насколько он определяет
историю и насколько он же историей определяется. Он историчен, но ориентируется
на будущее. Он не боится говорить о внутренних противоречиях. Он видит себя
частью, не целым. Он щедрый настолько, что может позволить себе скромность. А
потому открыт к внешним и не боится обвинений в экуменизме. Он ценит внутреннее
многообразие и свободу. Он дорожит традицией, но видит лишь один способ
сохранить ее – через творческое продолжение, изменение, реформацию.
Так что же такое
открытый протестантизм? Это его внутренняя разновидность? Или особый способ
нашего отношения к нему? Это реальность или идеализация? Отвечу так: открытый
протестантизм – это один из способов мыслить и представлять протестантизм, один
из возможных образов протестантизма в нашем сознании. Этот способ мышления
позволяет нам воспринимать реальность в особом режиме, режиме открытости. Для тех,
кто способен работать с реальностью (исторической, культурной, политической) в
этом режиме, она открывается и открывает протестантизм как разный, в том числе
открытый. Для тех, кто работает с реальностью в режиме закрытом, доступен лишь
протестантизм закрытый.
Протестантизм закрытый
самодостаточен. Он не хочет отвечать и не умеет спрашивать. Он доволен своей
историей и боится будущего. Он мнит себя целым, но не способен быть даже
частью. Он любит однообразие и сектантскую муштру. Он выдает свой малый мир за
полноту реальности, а потом считает контакты с внешними не только опасными, но
просто абсурдными.
Проще всего называть
закрытый протестантизм сектой, но беда в том, что подобное самосознание
характерно и для вполне респектабельных конфессий. Более того, состязание
открытого и закрытого образов характерно для христианства в целом, для всей его
истории.
Комментариев нет
Отправить комментарий