no
4/Вера/slider

Четыре пути протестантизма

Комментариев нет


Если брать за точку отсчета 1517 год, то история протестантизма насчитывает 500 лет.  А предыстория еще полторы тысячи лет. Т.е. в явном или неявном виде протестантизм как реформаторское движение существовал всегда, но лишь благодаря Реформации Лютера оформился в новую конфессию, точнее в целый веер новых конфессий.
Возникновение этих течений было определено особой ролью личностей в истории, что характерно для открытого, динамического типа религии. Вслед за лютеранством развивается цвинглианство, кальвинизм, меннонитство. 16 век был веком неординарных, харизматичных личностей, и в религии это проявилось в не меньшей степени, чем в культуре.
Но после отцов-основателей приходит пора институализации, оформления их наследия. Движения превращаются в системы. Реформы замедляются и останавливаются. Начинаются споры и войны за передел власти, влияния, территорий.
Во многих регионах Европы протестантская церковь заняла место церкви католической. Это был путь магистерской Реформации – путь религиозно-политических преобразований. Особым путем пошла Реформация в Англии. Здесь церковь не столько реформировали, сколько национализировали.
Но была еще и радикальная Реформация, поставившая вопрос не о перестройке общества в духе времени, а о возвращении к альтернативным, сугубо христианским формам общежития. Такими формами стали разнообразные братства, вступить в которые можно было через крещение по вере. Многие практиковали повторные крещения в зрелом возрасте, за что получили название «анабаптистов». После провала Мюнстерской коммуны (1534-1535 гг..) радикальная Реформация окончательно перешла на позиции пацифизма и непримиримой оппозиции к церковному мейнстриму – и католическому, и протестантскому.
Как видим, Реформация допускала разные пути и формы. Путь магистерской Реформации – это путь учреждения протестантизма как новой церкви с претензиями на все то, чем ранее обладала церковь католическая; конкуренции двух конфессий за влияние в мире; конфликта национальной и универсальной церковности; борьбы меньшинства за право стать большинством или хотя бы добиться признания.
Путь радикальной Реформации – это путь протестантизма как секты без претензий на общественное влияние и государственное признание; путь маргинального меньшинства, оппозиционного к миру и мирской церкви.
Есть и третий путь, условно называемый евангельским протестантизмом. Он не элитарный и не маргинальный, не официально-государственный и не сектантский. В 20 веке баптисты и пятидесятники (а также ряд пресвитерианских церквей), объединившись в поисках общей обновленной идентичности, дали начало новой волне Реформации. Этот протестантизм называют евангельским, потому что именно верность Евангелию и проповедь Евангелия стали его основными движущими мотивами. Это движение межцерковное, единство достигается в совместной миссии, как это предлагается в документах и событиях Лозаннского движения за всемирную евангелизацию. Или как заявляют основатели движения The Gospel Coalition, «Мы приглашаем всех христиан присоединиться к нам в усилии обновить современную церковь согласно древнему Евангелию Христа, так чтобы мы могли говорить о Нем и жить для Него, и так, чтобы это было понятно для людей нашего века». На сегодняшний день евангельский протестантизм объединяет около 300 миллионов христиан по всему миру.
Еще один путь – путь неопятидесятничества, путь экзальтированного народного христианства. Он тоже направляется миссионерским мотивом, но в его основе вместо Евангелия оказывается духовный опыт. Эта разновидность протестантизма наиболее активно развивается в странах глобального Юга, где люди восприимчивы к простым ответам и чудесам. На сегодняшний день общая численность неопятидесятников оценивается в 600 миллионов.
Итак, протестантизм сегодня разделен на четыре направления: культурное христианство, богатое наследием, но бедное прихожанами; маргинальные группы сектантов-пиетистов, верные своей вере, но невидимые для других; евангельских протестантов, все еще стремящихся евангелизировать мир, который незаметно для них стал постхристианским; эмоционально заразительных и интеллектуально неустойчивых неопятидесятников.
Некоторых из них пути завели очень далеко от центра. Настолько, что они сами себя протестантами не считают. Хорошо и то, что они все еще считают себя христианами.


author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no