-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

Четыре пути протестантизма

Комментариев нет


Если брать за точку отсчета 1517 год, то история протестантизма насчитывает 500 лет.  А предыстория еще полторы тысячи лет. Т.е. в явном или неявном виде протестантизм как реформаторское движение существовал всегда, но лишь благодаря Реформации Лютера оформился в новую конфессию, точнее в целый веер новых конфессий.
Возникновение этих течений было определено особой ролью личностей в истории, что характерно для открытого, динамического типа религии. Вслед за лютеранством развивается цвинглианство, кальвинизм, меннонитство. 16 век был веком неординарных, харизматичных личностей, и в религии это проявилось в не меньшей степени, чем в культуре.
Но после отцов-основателей приходит пора институализации, оформления их наследия. Движения превращаются в системы. Реформы замедляются и останавливаются. Начинаются споры и войны за передел власти, влияния, территорий.
Во многих регионах Европы протестантская церковь заняла место церкви католической. Это был путь магистерской Реформации – путь религиозно-политических преобразований. Особым путем пошла Реформация в Англии. Здесь церковь не столько реформировали, сколько национализировали.
Но была еще и радикальная Реформация, поставившая вопрос не о перестройке общества в духе времени, а о возвращении к альтернативным, сугубо христианским формам общежития. Такими формами стали разнообразные братства, вступить в которые можно было через крещение по вере. Многие практиковали повторные крещения в зрелом возрасте, за что получили название «анабаптистов». После провала Мюнстерской коммуны (1534-1535 гг..) радикальная Реформация окончательно перешла на позиции пацифизма и непримиримой оппозиции к церковному мейнстриму – и католическому, и протестантскому.
Как видим, Реформация допускала разные пути и формы. Путь магистерской Реформации – это путь учреждения протестантизма как новой церкви с претензиями на все то, чем ранее обладала церковь католическая; конкуренции двух конфессий за влияние в мире; конфликта национальной и универсальной церковности; борьбы меньшинства за право стать большинством или хотя бы добиться признания.
Путь радикальной Реформации – это путь протестантизма как секты без претензий на общественное влияние и государственное признание; путь маргинального меньшинства, оппозиционного к миру и мирской церкви.
Есть и третий путь, условно называемый евангельским протестантизмом. Он не элитарный и не маргинальный, не официально-государственный и не сектантский. В 20 веке баптисты и пятидесятники (а также ряд пресвитерианских церквей), объединившись в поисках общей обновленной идентичности, дали начало новой волне Реформации. Этот протестантизм называют евангельским, потому что именно верность Евангелию и проповедь Евангелия стали его основными движущими мотивами. Это движение межцерковное, единство достигается в совместной миссии, как это предлагается в документах и событиях Лозаннского движения за всемирную евангелизацию. Или как заявляют основатели движения The Gospel Coalition, «Мы приглашаем всех христиан присоединиться к нам в усилии обновить современную церковь согласно древнему Евангелию Христа, так чтобы мы могли говорить о Нем и жить для Него, и так, чтобы это было понятно для людей нашего века». На сегодняшний день евангельский протестантизм объединяет около 300 миллионов христиан по всему миру.
Еще один путь – путь неопятидесятничества, путь экзальтированного народного христианства. Он тоже направляется миссионерским мотивом, но в его основе вместо Евангелия оказывается духовный опыт. Эта разновидность протестантизма наиболее активно развивается в странах глобального Юга, где люди восприимчивы к простым ответам и чудесам. На сегодняшний день общая численность неопятидесятников оценивается в 600 миллионов.
Итак, протестантизм сегодня разделен на четыре направления: культурное христианство, богатое наследием, но бедное прихожанами; маргинальные группы сектантов-пиетистов, верные своей вере, но невидимые для других; евангельских протестантов, все еще стремящихся евангелизировать мир, который незаметно для них стал постхристианским; эмоционально заразительных и интеллектуально неустойчивых неопятидесятников.
Некоторых из них пути завели очень далеко от центра. Настолько, что они сами себя протестантами не считают. Хорошо и то, что они все еще считают себя христианами.


Комментариев нет

Отправить комментарий

no