Если брать за точку отсчета 1517 год, то
история протестантизма насчитывает 500 лет.
А предыстория еще полторы тысячи лет. Т.е. в явном или неявном виде
протестантизм как реформаторское движение существовал всегда, но лишь благодаря
Реформации Лютера оформился в новую конфессию, точнее в целый веер новых
конфессий.
Возникновение этих течений было определено
особой ролью личностей в истории, что характерно для открытого, динамического
типа религии. Вслед за лютеранством развивается цвинглианство, кальвинизм,
меннонитство. 16 век был веком неординарных, харизматичных личностей, и в
религии это проявилось в не меньшей степени, чем в культуре.
Но после отцов-основателей приходит пора
институализации, оформления их наследия. Движения превращаются в системы.
Реформы замедляются и останавливаются. Начинаются споры и войны за передел
власти, влияния, территорий.
Во многих регионах Европы протестантская
церковь заняла место церкви католической. Это был путь магистерской Реформации
– путь религиозно-политических преобразований. Особым путем пошла Реформация в
Англии. Здесь церковь не столько реформировали, сколько национализировали.
Но была еще и радикальная Реформация,
поставившая вопрос не о перестройке общества в духе времени, а о возвращении к
альтернативным, сугубо христианским формам общежития. Такими формами стали
разнообразные братства, вступить в которые можно было через крещение по вере.
Многие практиковали повторные крещения в зрелом возрасте, за что получили
название «анабаптистов». После провала Мюнстерской коммуны (1534-1535 гг..)
радикальная Реформация окончательно перешла на позиции пацифизма и непримиримой
оппозиции к церковному мейнстриму – и католическому, и протестантскому.
Как видим, Реформация допускала разные
пути и формы. Путь магистерской Реформации – это путь учреждения протестантизма
как новой церкви с претензиями на все то, чем ранее обладала церковь
католическая; конкуренции двух конфессий за влияние в мире; конфликта
национальной и универсальной церковности; борьбы меньшинства за право стать
большинством или хотя бы добиться признания.
Путь радикальной Реформации – это путь
протестантизма как секты без претензий на общественное влияние и
государственное признание; путь маргинального меньшинства, оппозиционного к
миру и мирской церкви.
Есть и третий путь, условно называемый
евангельским протестантизмом. Он не элитарный и не маргинальный, не
официально-государственный и не сектантский. В 20 веке баптисты и пятидесятники
(а также ряд пресвитерианских церквей), объединившись в поисках общей
обновленной идентичности, дали начало новой волне Реформации. Этот
протестантизм называют евангельским, потому что именно верность Евангелию и
проповедь Евангелия стали его основными движущими мотивами. Это движение
межцерковное, единство достигается в совместной миссии, как это предлагается в
документах и событиях Лозаннского движения за всемирную евангелизацию. Или как заявляют
основатели движения The Gospel Coalition, «Мы приглашаем всех христиан присоединиться к нам в усилии обновить
современную церковь согласно древнему Евангелию Христа, так чтобы мы могли
говорить о Нем и жить для Него, и так, чтобы это было понятно для людей нашего
века». На сегодняшний день евангельский протестантизм объединяет около 300 миллионов христиан по всему миру.
Еще один путь – путь неопятидесятничества,
путь экзальтированного народного христианства. Он тоже направляется
миссионерским мотивом, но в его основе вместо Евангелия оказывается духовный
опыт. Эта разновидность протестантизма наиболее активно развивается в странах
глобального Юга, где люди восприимчивы к простым ответам и чудесам. На сегодняшний день общая численность
неопятидесятников оценивается в 600 миллионов.
Итак, протестантизм сегодня разделен на
четыре направления: культурное христианство, богатое наследием, но бедное
прихожанами; маргинальные группы сектантов-пиетистов, верные своей вере, но
невидимые для других; евангельских протестантов, все еще стремящихся
евангелизировать мир, который незаметно для них стал постхристианским;
эмоционально заразительных и интеллектуально неустойчивых неопятидесятников.
Некоторых из них пути завели очень далеко
от центра. Настолько, что они сами себя протестантами не считают. Хорошо и то,
что они все еще считают себя христианами.
Комментариев нет
Отправить комментарий