Варфоломеевская
ночь показала всем реформаторам, что инакомыслящим и инаковерующим праздновать
пока рано. Это страшный символ того, как Европа встречала свою Реформацию и
свое Новое время. А также того, на что готовы пойти исторические церкви и
политические элиты, чтобы остановить преобразования и зафиксировать
стабильность.
Глава
протестантской партии Генрих Наваррский перешел в католицизм, ради того, чтобы
заполучить престол. Для него ужасы Варфоломеевской ночи были забыты навсегда.
При этом Франция потеряла свой шанс на масштабную Реформацию, а гугеноты – шанс
на признание и мирную жизнь. Удивительно, как они сохранились до наших дней.
Нечто похожее
случилось в том же веке на украинских землях. Интеллектуальная мода на протестантизм
охватила элиту не надолго. Мощное интеллектуальное движение, вполне способное
перерасти в движение национальное и при этом проевропейское, оказалось
разменной монетой в борьбе за власть.
Протестантское
предложение – высший авторитет Библии, культура чтения и дебатов, секуляризация
церкви, свобода совести, важность личной веры, жизнь согласно призванию,
освящение повседневности, оживление общинной жизни, простота церковной
организации, личное благочестие, рациональный подход к вопросам веры и жизни по
вере – с интересом обсуждалось, но не принималось.
А ведь это был
едва не единственный шанс включить в европейские процессы и вырваться из
византийско-московской колеи.
На сегодня во
Франции можно найти около 300 тысяч реформатов и лютеран, потомков гугенотов. В
Украине нельзя найти и трех тысяч всех реформатов, лютеран, социниан вместе
взятых.
Чего стоит Киев сегодня? Почему наследие Реформации оказывается невостребованным?
Мы могли стать другими, на что мы променяли свой шанс?
Мы могли стать другими, на что мы променяли свой шанс?
Комментариев нет
Отправить комментарий