Учитывая разнообразие протестантизма,
динамику его продолжающегося развития и разветвления, можно сказать так: он
определяет себя в постоянном поиске. Поиске чего? Своей актуальной церковной
формы; новых слов, в которых бы выразилось вечное Божье Слово; новых подходов к
миссии; верных акцентов в богословской системе; современности, простоты и
доступности, не искажающих истины; живого диалог с обществом; баланса между
индивидуальным и коллективным, универсальным и контекстуальным, духовным и
социальным, священным и профанным.
Пребывая в этом
поиске, протестанты могут практиковать совершенно разные подходы к церковной
устройству, миссии, иерархии служений и служителей, богословию, социальной
позиции.
Если в одной
церкви служителей назначают епископы, то в другой избирают члены поместной
общины. Где-то на определенной срок, где-то бессрочно. В церквях одного и того
же объединения управление может осуществляться как общим собранием, так и
пресвитерским или братским советом.
Если большинство
традиционных протестантов сохранили общие молитвы, то более современные церкви
совмещают молитву и пение в формате worship.
Если лидеры
городских общин богословски грамотны, то они признают наследие неразделенной
церкви, и цитируют Никео-Цареградский символ веры наряду с более свежими
документами конкретной конфесии. Если пасторы сельских общин или африканских
глубин образования не получили, то они будут знать лишь простейшие схемы и
установки своих епископов.
Как правило, основные
тексты древней традиции все признают, хотя мало кто читает. Но если читают, то
стараются находить и вырезать идеи, связанные с особой роль церковной иерархии
(«нет епископа – нет церкви»), мариологией, святыми, аскетами, монахами. Хотя на все это есть свой спрос и в
протестантизме – на новое монашество, на своих святых и даже почитание Марии.
Чаще всего
конфессиональное разнообразие протестантизма проистекает не из догматических
различий, но из-за особенной расстановки акцентов. Подобным образом культурное
разнообразие связано с попытками инкультурации. Все это возвращает нас к тезису
о том, что протестантизм живет и развивается в режиме постоянного поиска нужной
частоты, резкости, баланса, а также постоянной подстройки пойманной волны или
корректировки уже найденных решений.
Комментариев нет
Отправить комментарий