no
4/Вера/slider

Вглубь и вширь. Евангельское христианство в Духе Пятидесятницы

Комментариев нет


Современный протестантизм движется одновременно как минимум в двух измерениях – вглубь и вширь. Вглубь – к началам своей истории, но также к ее полноте; ведь чтобы добраться до начала истории, нужно пройти ее всю обратно. Вширь – к восприятию современной реальности во всей ее сложной пестроте, к полифонии голосов и непосредственности мира.
И здесь мы должны вспомнить одно важное событие, уже имевшее место в истории христианства, ставшее началом церкви и ее активной миссии. Речь идет о Пятидесятнице. Тогда все впервые увидели сильное действие Духа, адресованное другим языкам и народам. Тогда все и началось. Потом забылось. Сегодня возобновляется.
Примечательно, как Марк Нолл, известный историк церкви и миссии, описывает образ современного протестантизма: «Есть англикане, есть баптисты, есть пресвитериане, и есть много независимых церквей, но почти все они пятидесятники - в широком смысле».
Протестантам – и не только – предстоит стать пятидесятниками «в широком смысле». Что это значит? Марк Нолл задает три вопросы, связанных с этим «широким смыслом»: несколько мир духов близок к миру повседневности; является ли спасение делом сугубо индивидуальным, или также групповым и даже национальным; как мы читаем Библию и выделяем в ней главное?
В то время как большинство протестантов на Западе продолжают понимать христианство как определенное систематическое знание, основанное на методическом изучении Библии и подкрепленное церковным авторитетом, остальной мир живет и верит так, будто книга Деяний Апостолов описывает их повседневную реальность. Они читают Библию буквально и верят всему. Они разрушают идолов и изгоняют демонов. Они не замыкаются в индивидуальной духовности, но обращаются к Богу целыми этническими и социальными группами. Они не пропускают в Библии «странные» истории о чудесном и сверхъестественном, зато не придают значения многим богословским документам исторической церкви.
Дух Пятидесятницы объединяет всех тех, кто ищет не только знания, но и Божественной силы, как предсказал Сам Иисус: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8).
Тогда «все были единодушно вместе». Говорили на разных языках, но об одном и том же -  «о великих делах Божиих». Почили разделяющие огненные языки на каждом, но все это было «с неба».
Долгое время протестанты учили, что все эти чудеса были ограничены той эпохой и теперь не должны иметь места. Но сегодня такой уверенности больше нет. Есть уверенность в другом – что без единства и силы Пятидесятницы протестантизм теряет и Божественную глубину, и универсальную широту; теряет все то важнейшее, что было до всех соборов и богословий, что было и есть настоящим основанием церкви, ее истории, ее единства в многообразии.

Сегодня протестантские богословы говорят о церкви тише и скромнее. Но в чем они согласны между собой и с богословами православными, так это именно в том, что настоящая церковь – не наша только и не их, не тогда только и не сейчас, но «Церковь Духа Святого». А значит мы все – пятидесятники.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no