Если мы внимательно присмотримся к истории, то увидим, что христианство было наиболее успешным тогда, когда было слабым, не имело опоры в государственной власти и ее силе.
Так Лев Гумилев описывает чудо
несторианской миссии среди кочевников:
«Известно, что русская православная
миссионерская деятельность в Сибири, несмотря на мощную поддержку
правительства, имела чрезвычайно малый успех. Тем более удивительны результаты,
достигнутые несторианами, действовавшими только за свой страх и риск. Очевидно,
они преодолели наибольшую трудность общения между разноязычными народами, т.е.
нашли в языке местного населения слова, передававшие адекватно сложные
христианские понятия. Благодаря этому они стали для южносибирских скотоводов
своими, близкими, а их учение было усвоено органически, без применения
насильственных мер, для которых у несторианских миссионеров не имелось никаких
возможностей»
(Гумилев, В поисках вымышленного царства, 114-115).
Итак, по Гумилеву, секрет несторианской миссии объяснялся тремя особенностями: готовностью служить без границ,
выражать универсальные истины на языках местных культур, обходиться без опоры
на административно-силовой аппарат власти.
То, что они
были в рассеянии, делало их вездесущими. То, что они были слабыми и гонимыми, заставляло полагаться лишь на силу своего слова и истину своей веры.
Эти уроки прошлого более чем актуальны сегодня, когда христианство
теряет доверие по причине своей близости к сильным мира сего, когда власть и
насилие компрометируют церковь, ничуть не помогая в ее миссии. Напротив,
удивляет влияние слабых, но верующих и верных.
Глобализация разрушает старые и порочные связи
национальных государств и государственных церквей, как некогда Реформация
разрушала связь империи и имперской церкви.
Это не обязательно освобождает, но зато создает
момент, когда освобождение становится возможным, по меньшей мере, мысль об
освобождении. В этот момент христианство может оказаться частью нового мирового порядка, но
может и сохранить свою инаковость, отстраняясь от власти и отказываясь от
насилия.
Комментариев нет
Отправить комментарий