Постсоветская культура –
это непаханное и даже нехоженное миссионерское поле. Здесь все еще впереди.
Все нужно обозначить,
расчертить, перебрать, рассортировать. Большинство культурные артефактов
принадлежат богоборческой советской эпохе, когда чествовались идолы и демоны,
кровь и смерть, обман и жестокость. Праздники и практики, ключевые цитаты и
штампы, обычаи и установки, звуки и образы, хрестоматии и каноны – практические
все отравлено атеизмом или откровенным богохульством.
Это нужно распознать и
назвать своими именами. Хуже всего, когда христиане неразборчиво освящают то,
что несовместимо с их верой, хотя и привычно в культуре.
Это первая задача –
очиститься, отмежеваться, освободиться от всего того, что веру убивает. Нужно
расчистить поле, чтобы добрые семена могли взойти и показать себя. А также для
того, чтобы там можно было сеять новые посевы.
Вторая задача –
растолковать все то, что есть доброго в культуре, что говорит о вере, или
помогает начать разговор о ней. Это огромный пласт работы – создание нового
канона или альтернативной истории, реконструкция светлой линии. Люди этого не
видели, а если и видели, то не понимали.
Третья задача – активное
творчество, новые посевы, созидание, воспитание, просвещение. Это создание новых традиций, связь с которыми
дают людям силу, бережет их или вдохновляет. Культура дает силу приподняться
над падшей природой, увидеть мир иначе.
Различение,
истолкование, созидание – это не просто культурные акты. Это часть христианской
миссии, которая не ограничивается искуплением души, но задается вопросом об
искуплении всего мира, видит мир искупленным и движима этим новым образом
преображенного творения.
Культура показывает Бога
воплощенным – не только в образы, но и в нашу жизнь в целом. Эта культура
показывает не отстраненного далекого Бога, но Бога нашей жизни, повседневности,
труда, переживаний, страха и боли, утешения и надежды.
Культура говорит о Боге
нерелигиозным языком. То, что нельзя сказать прямой библейской цитатой, вполне
можно передать с помощью художественного образа.
Культура создает
контекст для принятия решений – задает смыслы, мотивы, примеры. Как люди
принимают решение? Не стоит переоценивать сознательность и свободу принимаемых
решений. Во многом решения определяются господствующими культурными практиками.
Мы не можем апеллировать к индивидуальному сознанию людей и ожидать, что они
сами разберутся с культурой, выберутся из ее плена. Мы должны предложить
образы, ассоциируясь с которыми, опираясь на которые, увлекаясь которыми, люди
смогут решиться, сделать шаг веры.
А потому, как говорит
Джеймс Смит, «Нам нужны не только учителя и проповедники, ученые и «доктора»
Церкви, чтобы научить нас, что нам делать. Если мы собираемся захватить
Евангелием воображение и освятить восприятие мира, нам понадобятся художники и
писатели, музыканты и танцоры, скульпторы, поэты, дизайнеры, чей творческий
труд покажет мир другим, сделает нас способными представлять его иначе»[1].
Комментариев нет
Отправить комментарий