Начну
с личной истории. Оппонентом моей докторской был известный ученый-атеист Евграф
Дулуман. В прошлом – преподаватель Саратовской духовной семинарии,
анафематствованный синодом РПЦ.
Однажды он сказал мне так: “Вы развиваете
правильные мысли. Протестантское богословие секулярности прогрессивно. Однако
для самого протестантизма разрушительно. Вы богословствуйте дальше – и так
разрушите свою религию”.
Видимо, он считал свой путь апостасии естественным и
закономерным – через философию к критике религии, а затем и к отречению от
веры. Недаром в семинарии Евграф Каленьевич увлекся с головой немецкой философией.
Связь Реформации и секулярности (проявившая себя в философии Нового
времени задолго до собственно богословской проработки) несомненна. В этом
смысле протестантизм возникает и развивается под знаком кризиса религии. Но вот
вопрос: насколько этот кризис разрушителен для самой веры; не может ли быть
так, что кризис служит источником динамики, очищения и обновления веры?
Я
разделяю тезис Дулумана о том, что протестантское богословие секулярности вырастает
из кризиса. Но что это за кризис? Это кризис не только религии, но и
секулярности как того пути, по которому религия пошла вместе с обществом.
Реформация открыла возможности для ранее
невиданной свободы эксперимента над преобразованием религии и общественной
жизни.
Если видеть идеал религии в традиционных формах прошлого, то опыт
секулярности кажется гибельным и конечным.
Если видеть в истории развитие и
промысел, то при всей своей противоречивости этот опыт кажется необходимым,
хотя и неокончательным, промежуточным.
Комментариев нет
Отправить комментарий