no
4/Вера/slider

От Реформации к секулярности, от секулярности к Реформации

Комментариев нет


Начну с личной истории. Оппонентом моей докторской был известный ученый-атеист Евграф Дулуман. В прошлом – преподаватель Саратовской духовной семинарии, анафематствованный синодом РПЦ. 
Однажды он сказал мне так: “Вы развиваете правильные мысли. Протестантское богословие секулярности прогрессивно. Однако для самого протестантизма разрушительно. Вы богословствуйте дальше – и так разрушите свою религию”. 
Видимо, он считал свой путь апостасии естественным и закономерным – через философию к критике религии, а затем и к отречению от веры. Недаром в семинарии Евграф Каленьевич увлекся с головой немецкой философией.
Связь Реформации и секулярности (проявившая себя в философии Нового времени задолго до собственно богословской проработки) несомненна. В этом смысле протестантизм возникает и развивается под знаком кризиса религии. Но вот вопрос: насколько этот кризис разрушителен для самой веры; не может ли быть так, что кризис служит источником динамики, очищения и обновления веры? 
Я разделяю тезис Дулумана о том, что протестантское богословие секулярности вырастает из кризиса. Но что это за кризис? Это кризис не только религии, но и секулярности как того пути, по которому религия пошла вместе с обществом.  
Реформация открыла возможности для ранее невиданной свободы эксперимента над преобразованием религии и общественной жизни. 
Если видеть идеал религии в традиционных формах прошлого, то опыт секулярности кажется гибельным и конечным. 
Если видеть в истории развитие и промысел, то при всей своей противоречивости этот опыт кажется необходимым, хотя и неокончательным, промежуточным.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no