-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

От Реформации к секулярности, от секулярности к Реформации

Комментариев нет


Начну с личной истории. Оппонентом моей докторской был известный ученый-атеист Евграф Дулуман. В прошлом – преподаватель Саратовской духовной семинарии, анафематствованный синодом РПЦ. 
Однажды он сказал мне так: “Вы развиваете правильные мысли. Протестантское богословие секулярности прогрессивно. Однако для самого протестантизма разрушительно. Вы богословствуйте дальше – и так разрушите свою религию”. 
Видимо, он считал свой путь апостасии естественным и закономерным – через философию к критике религии, а затем и к отречению от веры. Недаром в семинарии Евграф Каленьевич увлекся с головой немецкой философией.
Связь Реформации и секулярности (проявившая себя в философии Нового времени задолго до собственно богословской проработки) несомненна. В этом смысле протестантизм возникает и развивается под знаком кризиса религии. Но вот вопрос: насколько этот кризис разрушителен для самой веры; не может ли быть так, что кризис служит источником динамики, очищения и обновления веры? 
Я разделяю тезис Дулумана о том, что протестантское богословие секулярности вырастает из кризиса. Но что это за кризис? Это кризис не только религии, но и секулярности как того пути, по которому религия пошла вместе с обществом.  
Реформация открыла возможности для ранее невиданной свободы эксперимента над преобразованием религии и общественной жизни. 
Если видеть идеал религии в традиционных формах прошлого, то опыт секулярности кажется гибельным и конечным. 
Если видеть в истории развитие и промысел, то при всей своей противоречивости этот опыт кажется необходимым, хотя и неокончательным, промежуточным.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no