Христиане всегда
знали, что их вера может быть представлена не только в понятиях, но - гораздо
ярче и понятнее- в историях и образах. К сожалению, не всегда их истории и
образы были понятны и влиятельны в мире. Мир создавал свои образы культуры,
альтернативные или даже враждебные христианству. Какие истории и образы
современной культуры формируют отношение общества к христианству? Какой
культурный набор может предложить христианство обществу? Что может быть
предметом культурных войн, а что - мотивом для примирения? Какие истории и
образы культура могут быть общими основаниями для диалога о неверии и вере?
По отношению к
культуре у христиан тройственная задача: распознать в культуре следы Бога
(богоискательство и богоборчество, богоотсутствие и богоприсутствие), понимать
и толковать культуру в свете библейского откровения, творить новые истории и
образы, представляющие Бога современникам.
Очевидно, что наша
культура переживает беспрецедентный кризис своих духовных оснований и нуждается
в Реформации не меньше других сфер жизни. Это та символическая среда, с которой
могут начаться реальные перемены в мышлении и поведении людей. Без Реформации
культуры Реформация общества не возможна. Нам придётся ответить на вопросы: где
Бог, вера, ценности, цель и смысл в современной культуре? Какие образы мира нам
предлагаются? Внутри какой истории мы живём? Нам нужно вновь посмотреть на нашу
культуру изнутри библейской истории и ее образов. Только так сможем обрести
надежные ориентиры, чтобы не потеряться в культуре, чтобы не потерять культуру.
В этом смысле величайшим реформатором прошлого века был Клайв С. Льюис. Моя
беда в том, что я начал его читать не с той книги. Я сперва прочитал «Просто
христианство», потом «Письма баламута» и проч. Но лишь потом, когда открыл
вместе со своими детьми «Хроники Нарнии», понял, что значит «просто
христианство», каким простым оно может быть, каким образным и захватывающим.
Льюис предложил свою версию библейского нарратива, оживив его при помощи
воображения. И внутри этого нарратива каждый может найти себя. Это поистине
реформаторский взгляд и вклад.
Я не сомневаюсь, что образы Льюиса доступны такой широкой аудитории, что
любой миссионер позавидовал бы. Другой вопрос, способны ли мы, христиане,
помочь людям увидеть в «хрониках» то вечное Евангелие, которое дает им силу и
свет.
Не сомневаюсь и в другом: люди творчества создавали бесчисленные
возможности для того, чтобы оживить христианство актуальными образами и
привлечь к нему людей. Сомневаюсь лишь в том, смогли ли мы воспользоваться
этими возможностями и истолковать эти образы, увидеть в них евангельские мотивы
и открыть евангельскую перспективу.
Но Льюис – это далеко, это наше детство, детство нашего мира. С тех пор
многое изменилось. Человек может и не повзрослел, но больше не может смотреть
на свет по-детски, с верой в добро. Ему ближе сумерки. Вокруг он видит зомби,
вампиров, бесов. Мир все глубже проваливается в инфернальные дыры.
И здесь вопрос к евангельским верующим:
способны ли они предложить такой взгляд на мир и отразить его в таких образах,
чтобы там был свет, был Бог, была надежда? Иными словами, христиане должны не
только говорить о Реформации церкви и мира, но применить ее принципы к вполне
конкретным сферам. Тогда языки культуры станут языками, образами, техниками
Реформации, в которых можно будет увидеть новый мир, возможный мир.
Я хочу подчеркнуть эту мысль. Нам важно
видеть и показывать не только этот, привычный образ мира. Апостол Павел пишет, что «Проходит образ мира
сего» (1 Кор. 7:31). А что приходит на смену? Когда христиане молятся словами
молитвы Господней «Да приидет Царствие Твое», что они представляют, о чем
думают? Вот это и нужно выразить – со всей смелостью веры и всем искусством
воображения.
Комментариев нет
Отправить комментарий