-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

Христианство в культуре: распознавание, истолкование, творчество

Комментариев нет


Христиане всегда знали, что их вера может быть представлена не только в понятиях, но - гораздо ярче и понятнее- в историях и образах. К сожалению, не всегда их истории и образы были понятны и влиятельны в мире. Мир создавал свои образы культуры, альтернативные или даже враждебные христианству. Какие истории и образы современной культуры формируют отношение общества к христианству? Какой культурный набор может предложить христианство обществу? Что может быть предметом культурных войн, а что - мотивом для примирения? Какие истории и образы культура могут быть общими основаниями для диалога о неверии и вере?
По отношению к культуре у христиан тройственная задача: распознать в культуре следы Бога (богоискательство и богоборчество, богоотсутствие и богоприсутствие), понимать и толковать культуру в свете библейского откровения, творить новые истории и образы, представляющие Бога современникам.
Очевидно, что наша культура переживает беспрецедентный кризис своих духовных оснований и нуждается в Реформации не меньше других сфер жизни. Это та символическая среда, с которой могут начаться реальные перемены в мышлении и поведении людей. Без Реформации культуры Реформация общества не возможна. Нам придётся ответить на вопросы: где Бог, вера, ценности, цель и смысл в современной культуре? Какие образы мира нам предлагаются? Внутри какой истории мы живём? Нам нужно вновь посмотреть на нашу культуру изнутри библейской истории и ее образов. Только так сможем обрести надежные ориентиры, чтобы не потеряться в культуре, чтобы не потерять культуру.
В этом смысле величайшим реформатором прошлого века был Клайв С. Льюис. Моя беда в том, что я начал его читать не с той книги. Я сперва прочитал «Просто христианство», потом «Письма баламута» и проч. Но лишь потом, когда открыл вместе со своими детьми «Хроники Нарнии», понял, что значит «просто христианство», каким простым оно может быть, каким образным и захватывающим. Льюис предложил свою версию библейского нарратива, оживив его при помощи воображения. И внутри этого нарратива каждый может найти себя. Это поистине реформаторский взгляд и вклад.
Я не сомневаюсь, что образы Льюиса доступны такой широкой аудитории, что любой миссионер позавидовал бы. Другой вопрос, способны ли мы, христиане, помочь людям увидеть в «хрониках» то вечное Евангелие, которое дает им силу и свет.
Не сомневаюсь и в другом: люди творчества создавали бесчисленные возможности для того, чтобы оживить христианство актуальными образами и привлечь к нему людей. Сомневаюсь лишь в том, смогли ли мы воспользоваться этими возможностями и истолковать эти образы, увидеть в них евангельские мотивы и открыть евангельскую перспективу.
Но Льюис – это далеко, это наше детство, детство нашего мира. С тех пор многое изменилось. Человек может и не повзрослел, но больше не может смотреть на свет по-детски, с верой в добро. Ему ближе сумерки. Вокруг он видит зомби, вампиров, бесов. Мир все глубже проваливается в инфернальные дыры.
И здесь вопрос к евангельским верующим: способны ли они предложить такой взгляд на мир и отразить его в таких образах, чтобы там был свет, был Бог, была надежда? Иными словами, христиане должны не только говорить о Реформации церкви и мира, но применить ее принципы к вполне конкретным сферам. Тогда языки культуры станут языками, образами, техниками Реформации, в которых можно будет увидеть новый мир, возможный мир.

Я хочу подчеркнуть эту мысль. Нам важно видеть и показывать не только этот, привычный образ мира.  Апостол Павел пишет, что «Проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31). А что приходит на смену? Когда христиане молятся словами молитвы Господней «Да приидет Царствие Твое», что они представляют, о чем думают? Вот это и нужно выразить – со всей смелостью веры и всем искусством воображения.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no