Принадлежа к Церкви, мы не можем не видеть
ее проблем. Иногда кажется, что она превратилась в нечто худшее, чем «вертеп
разбойников». В столь худшее, что туда даже разбойники заходить не желают.
Но тогда мы вспоминаем слова Христа: «Я
создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18), и все переживания
успокаиваются. А зря.
Ведь Христос сказал эти слова Петру: «Ты –
Петр, и на сем камне Я создам Церковью Мою» . И уже вскоре камень зашатался. А «церковь»
разбежалась.
Джордж Лэдд в своей фундаментальной
«Теологии Нового завета» предлагает более аккуратный подход к пониманию этого
текста. По его мнению, Петр здесь выступает не официальным уполномоченным или назначенным главой, но
лишь представителем всех других апостолов и учеников, всей новой общины,
настоящего Израиля, принявшего Царство в Иисусе.
Если так, то речь должна идти не об
Израиле и Церкви, но об истинном Израиле и истинной Церкви, об «остатке» в
каждом из них.
Церковь не заняла место Израиля. Никто не
вручал ей монополию и индульгенцию на все века. Самый большой грех Израиля –
национальная гордость и неверность Богу. Но эти же грехи преследуют и церковь.
Церковь повторяет ошибки Израиля. Израиль
считал себя мессианским народом, сегодня церковь считает, что заняла его место,
стала единственной и незаменимой.
Но мессианство не принадлежит народу или
церкви. Оно определяется принадлежностью к Мессии, верностью Ему и Его Царству.
Если все это так, то нам стоит говорить не
только об «остатке Израиля», но и об «остатке церкви», о «Церкви в церкви».
Мы не имеем никакого права на
самоуверенность, будто церковь – единственное представительство Бога на земле.
Случившееся с Израилем, может повториться с нами. Бог найдет Себе новый народ и будет действовать через других.
Об этом на заре христианской истории пишет
«апостол язычников». Чтобы не говорить от себя, он цитирует пророков Осию («Не
Мой народ назову Моим народом», Рим. 9:25) и Исаию («Меня нашли не искавшие
Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне», Рим. 10:20).
Бог не привязан к Нам. Как напоминает Лэдд, Он - ищущий и приглашающий. Он готов усыновлять даже чужих.
Бог не привязан к Нам. Как напоминает Лэдд, Он - ищущий и приглашающий. Он готов усыновлять даже чужих.
При этом Бог остается верным даже к тем,
кто отверг Его и продолжает упорствовать в своем гордом мессианстве: «Итак,
спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак (Рим. 11:1)».
Сегодня церковь в целом ничем не лучше
Израиля. Но жизнь продолжается, «Потому что «по избранию благодати, сохранился
остаток» (Рим. 11:5).
Павел предостерегает церковь от обольщения
своим особым статусом: «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не
гордись, но бойся» (11:20).
Израиль и церковь живы своими «остатками».
Вместе эти «остатки» составляют новый народ Божий, народ будущего. В целом же церковь повторяет ошибки и судьбу Израиля. Бог помилует и спасет, но нам гордиться нечем.
Комментариев нет
Отправить комментарий