Констатируя тот очевидный факт, что мир разделен - на семьи, племена,
народы и нации, мы должны обратить внимание и на то, что этот же мир объединен
– посредством тех же образований. Нужно отметить, что нации – довольно поздний
продукт исторического развития, в ходе которого люди учатся преодолевать старые
разделения и объединяться в новые общности. Как правило, они соединяют в себе,
в своем имени множество различий – языковых, этнических, региональных,
культурных. Т.е. нация – не атом, не неделимое целое. Нация – политическое
образование. И если нация начинается с поиска общего основания и примирения
различий, то мы можем этот же импульс продлить, распространить за ее
собственные пределы – на отношения межнациональные.
Как правило, библейские образы предваряют и направляют историческое
развитие. В частности мы, как христиане, должны видеть в событии Пятидесятницы
рождение невиданной ранее глобальной общности. Внутри этой общности сохраняются
различия (языки и народы), но они примиряются в одном Духе.
«Они увидели нечто напоминающее языки пламени, эти языки, разделившись,
сошли на каждого из них. Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных
языках – так, как им было дано Духом». В то время в Иерусалиме находились
благочестивые иудеи со всех концов света, из самых разных народов, и на шум
этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша, что те говорят на
языках их стран (Деян. 2:3-6).
Пламя разделилось на языки. Ученики разделились по языкам. Не было главных
и второстепенных, титульных и маргинальных. Каждый язык и каждый народ были
представлены и уважены. Но говорили они об одном и том же, пребывали в одном и
том же Духе.
Чужестранцы удивлялись тому, что Слово Бога, «проповедь о великих деяниях
Бога» выражается в языковой полифонии: «Мы слышим, как они говорят о великих
деяниях Бога на наших языках… Что бы это значило?» (2:11-12). Это значило не
меньше, чем рождение нового народа, вместившего в себя все другие этнические,
языковые, культурные, политические различия.
Тем не менее, вслед за благочестивыми иудеями мы повторяем и должны
повторять тот же вопрос: «Что бы это значило?». Что бы это значило – слышать
Слово Бога на разных языках в одно и то же время? Что бы это значило – видеть
странное собрание столь разных людей, объединенных Духом? Что бы это значило
для наших последующих отношений между объединенными и в то же время разными?
Что бы это значило для нашего понимания Бога и Его плана для всех народов?
Никогда прежде такого не было и никогда больше не будет. Империи выделяют
один язык и народ, остальных подчиняют. Только Бог может знать и любить все
языки и народы. Только Его ученики способны видеть историю в свете
Пятидесятницы. Только в свете Пятидесятницы открывается эсхатологическая
перспектива всеохватного и мирного Божьего Царства.
В день Пятидесятницы апостолы обратились ко всем народам, передавая им
Благую Весть на соответствующем языке. В Царстве Божьем соберутся те избранные
из всех народов, которые приняли послание, отправленное в день Пятидесятницы.
Мы все еще живем между полыхающей Пятидесятницей и торжественным явлением
Царства. Поэтому разные языки должны звучать громко и мирно, чтобы все народы
могли слышать Благую Весть, чтобы наступающее Царство наполнялось людьми и
народами, новыми лицами и голосами.
Комментариев нет
Отправить комментарий