Редкий человек дозревает до того, чтобы обратиться «к самому себе». Мы
помним стоны древнего Иова, псалмы Давида, сетования Экклесиаста, письма апостола Павла, исповедь Августина. Но в этом же ряду стоит имя язычника Марка
Аврелия Антонина, императора и философа.
Он мыслит не по-христиански, но так, что становится интересным и
христианам.
Если современные ему христиане ориентировались на потустороннюю жизнь и задавались вопросом
«когда же эта жизнь закончится, а та, потусторонняя, начнется?», то Аврелий
ориентировался на настоящее и потому задавал вопрос более практический - «когда мы, наконец, начнем быть людьми?».
Т.е. вместо того, чтобы мучить себя раздумьями «когда я умру и что там
будет?», лучше подумать «начал ли я жить?».
«Начни наконец быть человеком, покуда жив», - пишет Аврелий
в своем философском дневнике.
Начни быть, начти жить. А жить полноценно, осмысленно можно лишь в согласии
с природой целого.
Нужно вернуться от блужданий домой: «Многое ты претерпел, не довольствуясь тем, чтобы твое ведущее делало то,
ради чего устроено. Довольно».
Редкий император мог себе сказать: «Пора тебе стать более цельным и
честным».
Довольно. Начни быть. Пора стать.
А как стать? И что это за целое, в отношении с которым можно стать цельным
и честным?
Здесь дневник «к самому себе» заканчивается. Здесь начинается
христианство
Комментариев нет
Отправить комментарий